Владимир Якунин пошел на четвертый срок
Контракт главы ОАО РЖД продлят на три года
Полномочия президента ОАО РЖД Владимира Якунина, который возглавляет компанию уже девять лет, должны быть продлены еще на три года. Рынок два месяца ждал решения правительства о том, кто возглавит монополию,— предыдущий срок полномочий господина Якунина закончился в июне. Ряд участников рынка допускали возможность смены главы монополии, учитывая, что финансовое положение ОАО РЖД нестабильно, а реформа железных дорог не доведена до конца. Но, по словам источников "Ъ", на фоне "сложной ситуации в экономике" государство сочло важным сохранить прежний менеджмент ОАО РЖД.
Администрация президента согласовала с правительством продление контракта президента ОАО РЖД Владимира Якунина еще на три года, рассказали "Ъ" три источника, знакомых с ситуацией. "Фактически решение принято, в ближайшее время должно появиться распоряжение правительства",— заявил один из собеседников "Ъ". По его словам, оно "может быть опубликовано в ближайшие дни". Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова и пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков вчера отказались от комментариев, в ОАО РЖД тоже не комментируют ситуацию.
По уставу ОАО РЖД президент компании назначается правительством на три года и может быть переназначен неограниченное количество раз. Контракт Владимира Якунина, который занял этот пост в 2005 году, последний раз продлевался 10 июня 2011 года. Очередное продление ожидалось в середине июня текущего года, но до сих пор не произошло, хотя топ-менеджер продолжает исполнять свои обязанности. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, говорили, что господин Якунин "может совершенно спокойно продолжать работать, пока нет нового распоряжения, поскольку сам контракт с ним бессрочный".
Но двухмесячная задержка обеспокоила рынок. Ряд источников "Ъ" отмечали, что господину Якунину 66 лет, тогда как предельный возраст госслужащих составляет 65 лет. К тому же, говорили они, финансовое положение ОАО РЖД на фоне замораживания тарифов монополий сейчас достаточно сложное: по итогам первого полугодия чистая прибыль компании по РСБУ сократилась в 3,6 раза, до 2,26 млрд руб. Падает и погрузка на железной дороге: по итогам года она может снизиться на 1%. Многие участники рынка также отмечали и "фактическую остановку" реформы ОАО РЖД, которая началась еще в 2001 году.
Весной источники газеты "Ведомости" говорили, что контракт Владимира Якунина может быть продлен лишь на год. Но сейчас собеседники "Ъ" считают, что решение о переназначении топ-менеджера — "стратегическое", так как "ситуация в экономике в целом сложная и важно, чтобы руководство и подход к управлению монополией резко не менялись, чтобы были выполнены все планы". Другой источник "Ъ" отмечает: в пользу продления контракта Владимира Якунина было и то, что в отношении него были введены санкции США.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что работа господина Якунина "началась за здравие" — была запущена реформа и решена проблема нехватки вагонов. Но затем, рассуждает эксперт, необходимо было определиться со стратегией: ОАО РЖД — либо инфраструктурная, либо логистическая компания. Но глава монополии решил совместить эти направления, что "привело к искажению смысла реформы железных дорог и торможению либерализации рынка локомотивной тяги". ОАО РЖД оказалось в сложном финансовом положении, и проблема не только в замораживании тарифов, отмечает господин Бурмистров, но и в сокращении доли высокодоходных грузов. По его мнению, стратегической ошибкой было то, что компания не ориентировалась на клиентов, а это привело к переориентации грузоотправителей на другие виды транспорта. "ОАО РЖД теперь полностью зависит от господдержки, и вероятность выхода на прибыльность слаба",— отмечает аналитик.