Чиновники насели на дорогу
Правительство Пензенской области грозится пожаловаться в ФАС, если перевозчик сократит количество пригородных поездов
Правительство Пензенской области планирует обратиться в ФАС с жалобой на ОАО «Башкортостанская ППК», осуществляющее перевозку пригородным железнодорожным транспортом. Ранее компания заявила о планах по сокращению количества поездов в регионах, которые не полностью выплачивают компенсацию выпадающих доходов. В правительстве области заявляют, что все обязательства выполняют, а ОАО выставляет ультимативные требования, что «недопустимо». В БППК не понимают, как регион высчитывает размер компенсации.
Управление промышленности и энергетики Пензенской области заявляет о намерении обратиться в ФАС в случае отмены части пригородных поездов. Напомним, в понедельник перевозчик — ОАО «Башкортостанская ППК» — объявило о том, что будет сокращать объемы перевозок в регионах, которые не приняли меры по погашению задолженностей по оплате компенсации выпадающих доходов. С 15 августа уже были отменены поезда в четырех направлениях в Самарской области. С 1 сентября планируется отменить 13 поездов, в том числе по направлениям Кузнецк-Пенза, Кузнецк-Сызрань и обратно, с 15 сентября будет отменено еще четыре маршрута, связывающие Пензу с Рузаевкой и Кузнецком. Сокращение курсирования поездов запланировано по восьми направлениям, в том числе Пенза-Белинская и обратно. Общая задолженность перед компанией за 2011–2013 годы составила 1,2 млрд рублей. Пензенская область, отмечают в БППК, не обеспечивает и половины компенсации потерь в доходах.
В облправительстве заявляют, что выполняют взятые обязательства полностью. «В соответствии с ранее заключенным договором, денежные средства, предусмотренные в бюджете Пензенской области на данные цели, перечисляются своевременно и в полном объеме», — говорится в сообщении. Таким образом, по мнению чиновников, «БППК» нарушает имеющиеся договоренности по необоснованным причинам. «На текущий момент компания лишь пользуется своим статусом монополиста и вместо использования методов досудебного и судебного регулирования выдвигает ультимативные требования, что недопустимо», — считают в правительстве.
Генеральный директор ОАО «БППК» Игорь Поляев отметил, что проблема с Пензенской областью возникает не первый год. «В мае облправительство сообщает нам о необходимых объемах перевозок на следующий год. Мы в соответствии с методикой ФСТ рассчитываем свои расходы. В 2014 году, по нашим подсчетам, себестоимость перевозки составила 37,7 рубля. С учетом тарифа на проезд в 14 рублей, Пензенская область должна нам компенсировать убытки в размере 217 млн рублей. После увеличения тарифа до 20 рублей размер компенсации снизился до 160 млн рублей. А они насчитали всего 62 млн рублей, вот их и платят. А откуда взялась эта цифра, — непонятно, так как расчеты они не предоставили. Из-за этого мы не можем обсудить с ними размер компенсации и также не можем обратиться в ФСТ, чтобы решить вопрос в досудебном порядке, — сказал он. — Ну если денег нет в бюджете и пригородные перевозки железнодорожным транспортом для региона дороги — откажитесь от этого, пустите автобусы». По словам господина Поляева, для компании отмена поездов — «боль», так как придется сокращать работников и выводить производственные мощности.
В УФАС не смогли прокомментировать ситуацию, так как пока не получили обращения от областного правительства.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в ситуации с пригородными пассажирскими перевозками «мяч» сейчас на стороне регионов и государства. «Именно они должны будут решить, что для них важнее: социальное спокойствие в стране и у себя в регионе или успешная работа ППК и прекращение их субсидирования, что даст экономию средств бюджетов всех уровней. В зависимости от этого выбора и станет ясна дальнейшая судьба пригородных пассажирских перевозок. Либо они и дальше будут поддерживаться государством и субсидироваться из бюджета, либо они почти полностью прекратят свое существование. Пока же можно с уверенностью утверждать только одно: прежней системы пригородных перевозок с относительно дешевыми билетами и большим количеством пар поездов больше не будет. С этим придется смириться всем россиянам», — сказал он.