"Якунин как внутренняя фигура, безусловно, устраивает власти"
Владимира Якунина оставят во главе РЖД. По данным газеты "Коммерсантъ", администрация президента наконец согласовала с правительством его кандидатуру. Контракт Якунина будет продлен еще на три года. Директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов обсудил тему с ведущей Анной Казаковой в эфире "Коммерсантъ FM".
Как заявили источники "Коммерсанта", соответствующее распоряжение правительства будет опубликовано в ближайшие дни. Владимир Якунин возглавляет РЖД в течение девять лет. Уже трижды его контракт продлевался. Однако последний срок полномочий истек в середине июня текущего года и очередного продления пока не произошло.
— Сергей Николаевич, насколько ожидаемо было такое решение?
— Для нас это было как-то не очевидно, что все-таки он будет предложен на очередной срок. Если бы не было всех этих скандалов, которые имели место быть, к сожалению, я думаю, что он бы остался без всяких проблем. Видимо, сейчас правительство принимало решение, насколько может быть скомпрометирован человек, насколько нехорошие факты, которые попали в прессу, отразятся на репутации ОАО "РЖД" в целом.
На мой взгляд, есть несколько факторов, которые благоприятствуют назначению Якунина. К сожалению, для Якунина, на мой субъективный взгляд, подчеркиваю, не было бы счастья, да несчастье помогло. Я имею в виду переживаемые ныне страной сложности, связанные с эмбарго, со всем прочим. Мне кажется, здесь повлияло то, что у нас как-то меньше выходов во внешний мир будет происходить, а как внутренняя фигура он, безусловно, устраивает. Он находится, грубо говоря, в тренде.
Если анализировать экономические показатели ОАО "РЖД" в конечном счете, то эффективность менеджера определяет то, что определяет. Я не могу сказать, что все новые проекты абсолютно плохо реализованы. Можно по-разному относиться к идеям скоростных поездов, тех же "Сапсанов", но все-таки это немного завтрашний день уже. То есть там, где мы отстали от Европы в значительной степени от их высокоскоростных магистралей, тут все-таки какие-то подвижки есть. Это то, что было запущено, как минимум, между Москвой и Питером. На мой взгляд, это действительно положительная вещь.
Если анализировать результаты ОАО "РЖД", то они раскрывают информацию, соответствующую нормативно-правовым актам. Я должен сказать, что 2013 год был для компании не очень удачным. По тем данным, которые имеются у них на сайте, чистая прибыль составила всего 740 млн руб. Годом ранее, в 2012 году, это было чуть больше 14 млрд. Я понимаю, они ведут активную инвестиционную деятельность, есть некоторые выпуски обязательств, по которым они рассчитывают привлечь средства для реализации долгосрочных проектов, 25-30 лет, подобного рода сроки, длинные деньги. Это все понятно и объяснимо.
Я понимаю, не все зависит от ОАО "РЖД". Если, скажем, экономическая активность в стране снижается, уменьшается, то у ОАО "РЖД" непосредственно тоже, и господин Якунин лично повлиять на это, конечно же, не может. Тут они находятся в подчиненном по отношению к экономике положении. Они не генерируют спрос, они, скорее, удовлетворяют его по перевозкам. Кроме того, насколько я знаю, были соответствующие профессиональные публикации на эту тему. Должен сказать, что они достаточно здорово, у них не плохие аналитические службы, и они считают, что на снижение прибыли еще повлияло изменение структуры грузооборотов в том отношении, что увеличилось количество перевозимых дешевых грузов в ущерб дорогим. Это тоже явилось фактором снижения прибыли. Будем ждать результатов.