Груз тяжести
Борис Барабанов о новых альбомах Nazareth и Uriah Heep
"Rock'n'Roll Telephone" — последний альбом великой шотландской хард-роковой группы Nazareth, в записи которого принял участие певец Дэн Маккафферти. Он пел в ней с первого дня и на протяжении 45 лет. Не выдержали легкие и горло. Теперь в Nazareth поет Линтон Осборн, кандидатуру которого одобрил сам старик Маккафферти. О Линтоне Осборне многое говорит тот факт, что в "Википедии" статья о нем есть только на одном языке — на русском. Преемственность в Nazareth хранит по большому счету только бас-гитарист Пит Эгню, пребывающий в рядах коллектива на протяжении всей его истории, а также в какой-то степени его сын Ли, с 1999 года сидящий за барабанами. И все это ничего не говорит о качестве нового альбома "Rock'n'Roll Telephone". Партии, которые успел напеть Маккафферти, совершенно не разочаровывают, а главное — на альбоме опубликован вполне кондиционный песенный материал, в котором при желании можно обнаружить даже некоторые новаторские нотки. Например, в песне "Long Long Time" слышен виниловый скретч и натуральный битбокс. В то же время открывающий пластинку номер "Boom Bang Bang" сразу выдает все козыри классического Nazareth: здесь размеренный ритм буги сосуществует с опасно пробирающим вокалом и знакомым скрежетом гитар. А песня "Back 2B4" проливается бальзамом на уши программных директоров ретро-рок-станций — это тот самый "классик рок" на грани "Дискотеки 80-х", который в наших краях полюбили в далекие 1970-е и празднуют до сих пор.
У группы Uriah Heep с составом все сложнее. Единственная неизменная величина — гитарист Мик Бокс. Все прочие великие из коллектива давно ушли. Клавишник Кен Хенсли прекрасно гастролирует в одиночестве, исполняя хиты Uriah Heep собственного сочинения — "Lady In Black", "July Morning" и "Easy Livin'". Барабанщик Ли Керслейк много играл на стороне, а в середине 2000-х официально покинул группу по состоянию здоровья. Позиция вокалиста Uriah Heep после того, как в середине 1970-х группу покинул Дэвид Байрон, позднее умерший от алкоголизма, привлекала гораздо меньше внимания — там, у микрофона, всегда был кто-то, способный качественно выпевать традиционные для английского хард-рока ноты. Сейчас такого человека зовут Берни Шоу, он из Канады, ему 58 лет.
Звук нового альбома Uriah Heep "Outsider" — сладковатый мелодичный хард-рок с назойливым электроорганом. Но сколько клавишных ни громозди в студии и на сцене, от сегодняшних Uriah Heep все равно разит нафталином сильнее, чем от Nazareth. В этой ситуации заразительный саунд Nazareth оказывается интереснее шаблонного пафоса Uriah Heep. Что не мешает Uriah Heep вполне активно гастролировать, причем не только в РФ и прочих постсоветских странах, но и на севере Европы, и даже в США. И Nazareth тоже вполне востребованы. Вот сейчас они ездят по Канаде, а потом отправятся в Южную Америку. Новые пластинки обеих британских групп мало кому нужны на родине, но, например, в Германии они вполне достойно представлены в официальных чартах.
Конкуренция старых хард-роковых групп существует, скорее всего, только в воображении российских поклонников. Их новые альбомы — не более чем реклама их туров с материалом 30-40-летней выдержки. На наших глазах старые группы переходят в новое качество — становятся трибьют-бэндами с участием одного-двух брендообразующих персонажей. В этом качестве тоже вполне можно выживать.
Nazareth "Rock'n'Roll Telephone" (Union Square Music)