Росавтодор просят ускориться
Аудиторы обнаружили долги агентства перед региональными властями
Счетная палата (СП) РФ обнаружила серьезные финансовые нарушения в деятельности Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Ведомство должно было выделить субсидии регионам на дорожное строительство, но в 2012-2013 годах полностью этого не сделало. В результате долг ведомства составил около 43 млрд руб. Проверка проводилась после поручения президента РФ удвоить темпы дорожного строительства до 2022 года.
Вчера на сайте СП РФ были опубликованы предварительные результаты проверки выполнения ФЦП "Развитие транспортной системы России в 2010-2020 годах". Аудиторов заинтересовало, как выполнялась подпрограмма "Автодороги" в 2012-2013 годах. Общий объем ее финансирования составляет 4,5 трлн руб., из них 2,7 трлн руб.— это капитальные вложения: 2,68 трлн руб. из этой суммы поступают из федерального бюджета, еще 299 млрд руб.— из федеральной казны в виде субсидий регионам (на региональные объекты), 33 млрд руб.— затраты региональных бюджетов. Деньги федерального бюджета распределяет Росавтодор, координирующий строительство дорог в РФ.
В СП выяснили, что Росавтодор с задержками перечисляет субъектам федерации субсидии, что не позволяет "регионам обеспечить их эффективное использование". Основная часть денег доходит до региональных бюджетов лишь в конце года, в результате региональные власти освоить бюджеты не успевают: остаток возвращают обратно в Росавтодор, после чего средства возвращаются подрядчикам уже весной. "Получается, что ассигнования, предусмотренные в бюджете в качестве субсидий, омертвляются где-то на полтора года",— заявил директор департамента СП по контролю в области расходов на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство Олег Чернявский. В результате, по его словам, в 2012 году регионы освоили только 28 млрд руб. (33% от объема перечисленных субсидий), в 2013 году — 9 млрд руб. (25%). По состоянию на 1 января 2014 года общий объем дебиторской задолженности Росавтодора при реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" составил 43,5 млрд руб.
В СП подчеркнули, что Росавтодор также не обеспечил плановых показателей по подпрограмме. Так, в 2013 году подъездами к шоссе с твердым покрытием должны были соединить 259 населенных пунктов, но соединили только 226 пунктов. Кроме того, было построено и реконструировано 528,9 км региональных дорог межмуниципального назначения, что на 150 км меньше плана.
Напомним, согласно поручению президента Владимира Путина, в ближайшие десять лет в России темпы дорожного строительства должны быть удвоены. До 2022 года должно быть построено и реконструировано около 50 тыс. км магистралей ("Ъ" сообщал об этом 26 июня). Ранее в Росавтодоре говорили, что у регионов есть проблемы с выполнением поручения: в 2013 году было введено на 40% дорог меньше необходимого объема. Большинство субъектов просят у федеральных властей дополнительного финансирования: общий дефицит, по оценке Росавтодора, составляет 100 млрд руб.
В Росавтодоре вчера заявили, что в сложившейся ситуации виноваты сами регионы. "Позднее направление средств обусловлено поздним представлением администрациями субъектов РФ в Росавтодор проектной документации на объекты, зачастую в третьем квартале,— рассказали "Ъ" в ведомстве.— С учетом сроков согласования, утверждения и регистрации правовых актов, определяющих целевое назначение субсидий, средства направляются только в декабре". Что касается сельских дорог, то, как пояснили в Росавтодоре, в 2013 году около 3 млрд руб. (42% субсидий, изначально выделенных на подъезды) пошло на ликвидацию последствий паводка на Дальнем Востоке.
Поскольку проверка СП еще не закончена, административных мер воздействия в отношении Росавтодора не принималось. Как правило, по итогам направляются представления руководителям федеральных ведомств, материалы пересылаются в прокуратуру. В СП пока ограничились "информационным письмом" в ФСБ.