X5 выходит на тропу войны
Ритейлер разместится в военных городках
X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») договорилась с «Военторгом» об открытии магазинов в военных городках под брендом «ВоенторгПятерочка». «Военторг» получит выгоду в виде процента от оборота магазинов, X5 Retail Group — рынок сбыта при фактически полном отсутствии конкурентов.
Х5 Retail Group и «Военторг» (дочерняя компания «Оборонсервиса») запускают совместный проект, сообщили вчера компании. Первые пять—семь магазинов под брендом «ВоенторгПятерочка» откроются до конца ноября 2014 года в Москве и Московской области. Всего в этом и следующем годах должны заработать более ста магазинов «ВоенторгПятерочка» в Центральном федеральном округе. Средняя торговая площадь каждой точки составит 350 кв. м, отмечается в сообщении.
Операционное управление новыми магазинами будет осуществлять «Военторг», а весь проект будет работать по схеме обратного франчайзинга. «”Военторг” участвует своими торговыми объектами, мы — брендом и поставками продовольствия»,— уточнил начальник управления по связям с общественностью Х5 Retail Group Владимир Русанов.
«Военторг» создан в 2009 году приказом Минобороны как дочерняя организация «Оборонсервиса». Основной задачей этой структуры является организация питания, банно-прачечного и другого бытового обслуживания для военных. Кроме этого, с 2010 года «Военторг» занимается пошивом формы. На территории страны у компании более 1,5 тыс. помещений торгово-бытового назначения.
Еще в 2011 году глава «Оборонсервиса» Сергей Хурсевич в интервью “Ъ” называл «Военторг» непрофильным активом и краткосрочным проектом. «Нужно искать глобального или локального ритейлера, на палатки — индивидуального предпринимателя, который будет обеспечивать выполнение этих задач»,— отмечал он.
В данном случае обратный франчайзинг будет своеобразной схемой аренды, отмечает гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. «При прямом франчайзинге компания, купившая франшизу (франчайзи), платит владельцу бренда, франчайзеру, роялти за пользование торговой маркой, фиксированное или процент от выручки. При обратном — вся выручка достается владельцу бренда, а контрагент получает лишь процент от нее в качестве “агентских”,— говорит господин Бурмистров.— Он зависит от конкретных договоренностей и может составлять от 10%». Советник гендиректора «Военторга» Екатерина Короткова подтвердила, что выгода «Военторга» формируется в виде агентского вознаграждения как процент от достигнутого оборота. Инвестиции в открытие одного магазина составят 13–15 млн руб. собственных средств, сообщила госпожа Короткова. Такой формат позволит Х5 Retail Group довольно быстро увеличить выручку, считает господин Бурмистров. «Этот проект для ритейлера хорош отсутствием конкурентов поблизости и капитальных вложений, возможностью быстро увеличить выручку»,— отмечает собеседник “Ъ”.
Владимир Русанов отмечает, что в подписанном меморандуме вопрос эксклюзивности не затронут, поэтому «Военторг» вправе сотрудничать, с кем посчитает нужным. Владелец сети «Магнит» Сергей Галицкий сообщил “Ъ”, что его компании интересны все проекты, которые увеличивают продажи и приносят прибыль, но пока переговоров с «Военторгом» «Магнит» не проводил. В «Военторге» сообщили, что открыты для любого эффективного сотрудничества.
Вернуть лидерство (в начале 2013 года Х5 Retail Group уступила первое место на рынке «Магниту») в результате реализации конкретно этого проекта ритейлер вряд ли сможет даже в случае большого числа открытий, считает старший аналитик Raiffeisen Bank Наталья Колупаева. По итогам первого полугодия выручка «Магнита» составила 349 млрд руб., выручка Х5 Retail Group — 299,7 млрд руб. «Выручка ста магазинов вряд ли сможет составить более $300 млн, что составляет менее 2% от ожидаемой выручки Х5 Retail Group в 2014 году»,— объясняет она. Госпожа Колупаева не исключает, что проект может стать даже дотационным в связи с невысокой платежеспособностью большей части российских военных.