Разведка буром

ГРР

Минприроды разработало ряд предложений по изменению налоговой системы в нефтегазовой отрасли, которые должны стимулировать рост объемов геологоразведки, а также сделать рентабельными месторождения, от разработки которых компании отказались из-за убыточности. Конкретные параметры по обоим вопросам правительство должно рассмотреть в начале осени. Инициативу Минприроды поддерживают компании и часть правительства, но резко против выступает Минфин, который опасается недополучить в бюджет несколько десятков миллиардов рублей в год.

Казалось бы, российская геологоразведка показывает неплохие результаты. За последние пять лет было открыто более 250 месторождений нефти и газа. Среди них нефтяное месторождение Великое с извлекаемыми запасами по категориям С1 и С2 более 330 млн тонн нефти и газовое Южно-Киринское месторождение с запасами более 630 млрд куб. м. Таким образом, с 2009 года в России отмечается расширенное воспроизводство запасов углеводородного сырья с коэффициентом 1,4 по нефти и 1,5 по природному газу. Объемы поисково-разведочного бурения последние несколько лет остаются примерно на уровне около 1,15 млн погонных метров в год. Это соответствует параметрам разведочного бурения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и существенно превышает объемы поисково-разведочного бурения в Европе и Северной Америке.

В Минприроды называют объемы геологоразведочных работ (ГРР) на углеводородное сырье значительными, но недостаточными для поддержания взятых темпов воспроизводства запасов нефти и газа на долгосрочную перспективу. Потому что, хотя последние восемь лет Россия устойчиво разведывает запасы нефти и газа больше, чем добывает, основная часть прироста (около 80%) приходится не на новые открытия, а не на доразведку уже разрабатываемых месторождений, обустроенных и привязанных к инфраструктуре. А без новых открытий невозможно в полной мере на долгосрочную перспективу заместить неизбежное истощение 10% крупных и уникальных месторождений, которые дают нам 85% добычи нефти и газа, отмечает министр природных ресурсов Сергей Донской. Сейчас недропользователи крайне неохотно идут в разведку, о чем свидетельствует неуклонное сокращение числа лицензий на поиск месторождений полезных ископаемых. А так как между открытием месторождений и его вводом в разработку проходит в среднем от 10 до 20 лет, отсутствие открытий сегодня — неизбежные потери добычи в будущем.

Руководитель проектов практики "Инфраструктура" консалтинговой группы "НЭО Центр" Артем Провоторов считает, что ситуация с геологоразведкой в России действительно непростая. По сравнению с советским периодом объемы ГРР существенно сократились, очевидно снижение воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, и продолжается разработка запасов, разведанных в основном в советские времена. Существующий уровень геолого-геофизической изученности прогнозных ресурсов в России не превышает 50%. Недостаточный объем ГРР приведет к падению добычи нефти в ближайшие 10-15 лет.

Особенно остро эти проблемы могут встать при освоении труднодоступного континентального шельфа, где сосредоточено до четверти всех неоткрытых мировых запасов нефти и газа. На данный момент лицензировано 25% площади российского шельфа — почти 1,6 млн кв. км. Лицензионными обязательствами предусмотрены колоссальные объемы геологоразведочных работ: до 2023 года недропользователи должны сделать 220 тыс. пог. км сейсмики 2D, 38 тыс. кв. км сейсмики 3D, пробурить 127 морских скважин.

По словам министра Сергея Донского, сейчас российские недропользователи выделяют на воспроизводство запасов значительно меньшую долю выручки от разработки месторождений, чем их зарубежные коллеги. По разным оценкам, затраты на ГРР в российском ТЭКе составляют около 0,5% от выручки, тогда как у международных корпораций этот показатель достигает 2-3%. Во многом это обусловлено тем, что компании обеспечили запасами свой текущий уровень добычи на десятки лет вперед, в отличие от их иностранных партнеров. Но в долгосрочной перспективе отсутствие у компаний внимания к геологоразведке создает риски, считают в министерстве.

В соответствии с госпрограммой воспроизводства и использования природных ресурсов до 2030 года российские компании должны прирастить за весь срок ее реализации более 6 млрд. тонн нефти, 12,6 трлн куб. м природного газа, более 7 млрд тонн угля и около 100 тыс. тонн урана, что позволит достичь 100% компенсации запасов по основным видам добываемых полезных ископаемых. Объем государственного финансирования в 2013 году составил 32,1 млрд руб. За весь срок реализации госпрограммы государство вложит в геологоразведку 328,9 млрд руб. Как поясняет министр Донской, стимулирование ГРР не менее, а может быть, и более важная для экономики задача, чем стимулирование разработки трудноизвлекаемых, удаленных запасов нефти и освоения шельфа, в отношении которых уже приняты решения по стимулированию.

Именно эти цели позволят добиться изменений в законодательстве, на которых настаивает Минприроды и которые пытается отклонить Минфин, хотя господин Донской подчеркивает, что предложения министерства основаны на мировой практике. Сейчас у российской системы налогообложения есть два основных отличия от налогового законодательства других стран, с помощью которых они создают благоприятный инвестиционный климат для вложений в ГРР. Первое: наличие специальных целевых механизмов стимулирования ГРР. Например, в Норвегии нефтяники могут получить от государства 78% от вложений в ГРР в денежной форме на следующий год после осуществления вложений все зависимости от того, каков их результат. В Великобритании при недостаточности прибыли невозмещенные затраты на ГРР переносятся на следующий год с увеличением на 10%. В США и Канаде дополнительно к существующим вычетам разрешается вычитать из налогооблагаемой базы налога на прибыль затраты на покупку долей в правах на пользование недрами. Однако в России, где доля ресурсной ренты в ВВП на самом высоком уровне (22% по сравнению с США и Великобританией, где доля составляет около 1,5%), целевые механизмы стимулирования ГРР отсутствуют.

Второе отличие: налогообложение добычи нефти и газа в других странах базируется на прибыли. В частности, налоги, базирующиеся на объеме добычи (такие как НДПИ), сравнительно невелики либо полностью отсутствуют (в Норвегии и Великобритании), а ставка налогообложения прибыли значительно выше, чем в России. К примеру, в Норвегии прибыль от добычи нефти и газа облагается по ставке 78%, в Великобритании — по ставке 62%. А в России — 20%. С такой ставкой меры по стимулированию ГРР через уменьшение налога на прибыль почти не имеют эффекта.

По словам Сергея Донского, налоговые вычеты, предлагаемые Минприроды,— среднесрочная мера. "В долгосрочной перспективе мы должны перейти на налогообложение финансового результата",— говорит он. Именно налог, который позволит учитывать затраты на разработку месторождений (налог на доходы от добычи, НДД) стал вторым поводом для дискуссии Минприроды и Минфина на правительственном заседании по возобновлению ресурсной базы в начале июля. Нефтяники уже много лет добиваются замены текущей налоговой системы отрасли — экспортной пошлины и НДПИ — на НДД. По их мнению, это позволит резко расширить круг осваиваемых месторождений, включив в него то, что сейчас отложено из-за нерентабельности. Несмотря на то что президент Владимир Путин эту идею не поддержал, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству к осени подготовить необходимые для введения НДД поправки к Налоговому кодексу и список пилотных проектов.

Нефтекомпании уже представили свои предложения: "Газпром нефть" — Вынгаяхинское и Еты-Пуровское месторождения, "Сургутнефтегаз" — месторождение Шпильмана, ЛУКОЙЛ внес в список шесть месторождений. По мнению Ernst & Young, в результате перехода на НДД бюджет получит больше денег, чем при действующей системе, из-за запуска нерентабельных ныне проектов. Они рассчитали, что в мире в среднем налоговая нагрузка на нефтяников позволяет рентабельно осваивать месторождения с издержками на добычу выше $50 за баррель, тогда как в России — $33. Минэнерго оценивало размер запасов, которые станет экономически оправданно извлекать при переходе на НДД, в 4-5 млрд тонн нефти. В то же время Минфин опасается серьезного снижения текущих поступлений в бюджет.

Министр природных ресурсов Сергей Донской рассчитывает, что новая налоговая система будет запущена уже с начала 2015 года, поскольку, по его словам, конкретные параметры вычетов уже готовы и проходят согласования в правительстве. В качестве альтернативы вычетам из НДПИ рассматривается уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за счет затрат на ГРР, перенесенных на будущие периоды и увеличенных на определенный процент (по аналогии со схемой, реализуемой в Великобритании). Рассматриваться параметры будут в сентябре-октябре.

Ольга Мордюшенко

Вся лента