Владивосток не продается
Для аэропорта города опять ищут инвесторов
Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) не смог договориться с Фондом развития Дальнего Востока и сингапурской Changi Airports International об условиях продажи аэропорта Владивостока. Теперь МАШ начал искать новых покупателей. Об интересе к аэропорту уже заявили три основных игрока отрасли — «Ренова» Виктора Вексельберга, «Новапорт» Романа Троценко
В пятницу ОАО «МАШ» объявило о начале сбора заявок потенциальных покупателей на аэропорт Владивостока, подконтрольный МАШ. На продажу выставлены 52,16% акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (МАВ, старый терминал), 74,99% акций ЗАО «Терминал Владивосток» (новый терминал, построенный к саммиту АТЭС) и права по договорам займа, предоставленного этим компаниям. Организатор отбора — Первая инфраструктурная компания (InfraONE; разрабатывала стратегию развития московского авиационного узла). Предложения принимаются до 31 октября.
Аэропорт Владивостока в 2013 году обслужил 1,8 млн пассажиров (рост на 14%), маршрутная сеть — более 30 направлений. Выручка МАВ в 2013 году — 1,1 млрд руб., чистый убыток — 194 млн руб. Выручка «Терминала Владивосток» — 549 млн руб., чистый убыток — почти 325 млн руб. В конце 2013 года МАШ выдал обеспечение по кредитам «Терминала Владивосток» на сумму более 1,2 млрд руб. со сроком до ноября 2024 года.
Это не первая попытка МАШ реализовать актив. В 2011 году готовились условия конкурса по продаже аэропорта Владивостока, интерес к нему подтверждали «Базэл» и «Ренова». Но торги так и не состоялись; в МАШ говорили, что после консультаций с ВЭБом было решено продать актив после саммита АТЭС в сентябре 2012 года. Но продажу снова отложили. Глава МАШ Михаил Василенко пояснял, что сначала нужно «сформировать бизнес, связанный с работой авиакомпаний и пассажиров», чтобы аэропорт оценивался по рентабельности, а не по себестоимости строительства. Он оценивал объем вложений в 6,3 млрд руб.
В июне 2013 года „Ъ“ сообщал, что доли Шереметьево в МАВ выкупит дочерняя структура ВЭБа — Фонд развития Дальнего Востока при участии сингапурского оператора Changi. За оба пакета МАШ должен был выручить около 1,5 млрд руб., а также вернуть себе около 2,5 млрд руб. кредитов, выданных аэропорту Владивостока. При этом сам МАШ не был бы ничего должен ВЭБу: кредит примерно на 2 млрд руб., выданный госкорпорацией на строительство нового терминала, обслуживал бы новый владелец актива. В апреле 2014 года Михаил Василенко оценивал стоимость долей более чем в 4 млрд руб.
Источник „Ъ“, знакомый с ходом переговоров с фондом, сообщил, что переговоры велись до июня, но стороны не смогли договориться по параметрам сделки. В итоге МАШ начал прием новых заявок. В ВЭБе в пятницу „Ъ“ сообщили, что консорциум заинтересован в активе, но принял совместное решение с Changi пока не подавать заявку на приобретение. В МАШ „Ъ“ уточнили, что процедура отбора инвесторов открытая и компания рассчитывает на интерес российских частных аэропортовых групп и, возможно, ведущих мировых операторов.
Интерес к аэропорту Владивостока подтвердили три крупнейших российских аэропортовых холдинга — «Новапорт», «Базэл Аэро» и «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову»). Еще одним возможным претендентом на актив является УК «Комакс», которая управляет ОАО «Хабаровский аэропорт». Компании уже принадлежит около 17% акций МАВ. Источники „Ъ“ рассказывали, что «Комакс» может принять участие в сделке по покупке активов вместе с Фондом развития Дальнего Востока, такой вариант по-прежнему обсуждается. Но собеседники „Ъ“ не исключают, что «Комакс» может и «просто продать свою долю».
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает заявление МАШ «приглашением к дискуссии с инвесторами». Сейчас интерес потенциальных покупателей велик, однако сохранится ли он, это вопрос цены, замечает господин Пантелеев. У аэропорта нет базового перевозчика (принадлежащий «Аэрофлоту» дальневосточный перевозчик «Аврора» до этого статуса пока не дотягивает), говорит Олег Пантелеев, а объявленный во Владивостоке режим «открытого неба» пока явных выгод не приносит.