Небархатный сезон

Чем грозят санкции «евродачам» россиян? Сергей Панкратов — из Испании

В прошлом году россияне потратили на недвижимость за рубежом рекордную за последние пять лет сумму — свыше 2 млрд долларов. Не станут ли эти "евродачи" разменной монетой в эпоху санкций? "Огонек" попробовал разобраться на испанском примере

Сверхбогатые поклонники буржуазных забав вроде гольфа и боулинга составляют сегодня в Испании меньшую часть русской диаспоры

Фото: Getty Images/Fotobank

Сергей Панкратов, Льорет-де-Мар — Барселона

"Меняем Химки на Барселону" — краткий, но звучный слоган украшает стеклянный фасад риэлторской фирмы в самом центре испанского курортного городка Льорет-де-Мар. Он действует как магнит: к назначенному часу вокруг него собираются бродящие по Каталонии российские интуристы, чтобы прослушать лекцию о том, как быстро и без помех стать обладателем домика у моря в Европе.

Вот и сейчас: желающих человек семь, включая автора этих строк. Активностью выделялись две пары — импозантный чиновник с супругой (им важно пристроить детей у теплого моря) и сильно напоминавший работника советской торговли бизнесмен с женой (они не скрывают, что им нужно срочно вложить внезапно образовавшуюся крупную сумму). В общем, люди серьезные.

Сотрудник агентства, назовем его Константин, вкратце обрисовывает картину, из которой следует: Испания — рай на земле. А тот, кто купил здесь недвижимость, автоматом получает в этот рай пропуск.

Рассказ увлекает (даже мне, оказавшемуся в риэлторском офисе по заданию редакции, хочется подсчитать, а не хватит ли у меня на билетик?). При этом сказать, что молодой человек безбожно врет, нельзя. Скажем так, он говорил полуправду, красноречиво выделяя все плюсы испанской недвижимости и не распространяясь о минусах, то есть замалчивая те трудности, с которыми может столкнуться любой россиянин, купивший домик или квартиру в Испании.

Когда же взмокший от жары Константин достигает высшей эмоциональной точки повествования, чиновник прерывает его коротким вопросом:

— Хорошо, мы купим жилье, а вы можете дать гарантии, что нас сюда будут пускать без проблем? Сейчас ведь время какое: санкции, визовые ограничения...

И тут слушателей прорывает:

— А если у меня заморозят счета? — тревожится бизнесмен.

— А что тут с налогами они нам напридумывают? — интересуется его дама.

Константин явно не готов держать ответ за все последствия "войны санкций" между ЕС и Россией перед клиентами, заподозрившими, что им пытались всучить товар с дефектом. Надо отдать ему должное, отвечает он честно:

— Не знаю, как и сказать. Понимаете, вам сейчас никто точно не скажет, чем все это кончится...

Так и есть: "точно" никто не скажет. Но вот "неточно" говорят очень многие. Чему из этого стоит верить, а чему нет?

Испанская грусть

Беспокойство потенциальных владельцев недвижимости в Испании и тех, кто уже стал обладателем заветных квадратных метров в этой стране, понять можно. Дома, в смысле в России, хватает аналитиков, которые предрекают им самое мрачное будущее. Так, например, глава Центра зкономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Калташев, убежден, что санкции в конечном итоге обязательно коснутся российских владельцев недвижимости в странах ЕС.

По его прогнозам, "война эмбарго" непременно разогреет страсти. А это значит, что под удар может попасть не только имущество отечественных компаний, но и собственность граждан РФ. Более того, подчеркивает аналитик, в свете последних событий недвижимость, принадлежащая россиянам, в любой момент может быть подвергнута проверкам, арестована, обложена особым налогом, а то и вовсе отторгнута.

Допустим, российский аналитик сгущает краски. Но ведь и высказывания зарубежных официальных лиц весьма высокого ранга дают пищу для размышлений. Я имею в виду заявление министра иностранных дел Испании Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо, который еще в мае предложил временно прекратить выдачу виз россиянам — в качестве одной из санкций, если Запад и Россия не найдут взаимопонимания по украинскому конфликту.

И хотя потом сам Гарсия-Маргальо взял эти слова обратно, а чиновники испанского МИДа распространили официальную ноту, в которой указывается, что их министра неверно процитировали и в силу этого неправильно поняли, такие инициативы не забываются. Во всяком случае, их бурно комментируют в расположенном на краю Льорет-де-Мар уютном пляжном районе Фенальс, который когда-то задумывался как поселение для немецких яхтсменов и который ныне местные зовут "русской слободой". Что и говорить: мамаши с колясками, магазин с обязательным набором гречка — сгущенка — сельдь, мальчишки, гоняющие мяч под русские выкрики...

— А вы слышали, что к Семеновым из третьего подъезда Марию Петровну не пустили? Три года приезжала, а в этом визу не дали,— ведут беседу на злободневную тему две пожилые дамы на лавочке. Бабушками у подъезда их не назвать — вполне ухожены, моложавы, но суть та же: налицо местный "информационно-аналитический центр".

— Так и к нам двоюродного племянника не пустили!..

Дамы вздыхают. Но без трагизма. То ли в силу неведомых личных причин считают, что правы испанские власти, не разрешив погреться на солнышке Марии Петровне из третьего подъезда. То ли втайне довольны тем, что лично у них проблем с пересечением границы не возникло.

Бизнесмен из Тюмени Виктор так формулирует суть проблемы. Если раньше владельцы недвижимости из России могли пригласить в тот же Фенальс в гости кого угодно и человек спокойно получал испанскую визу, то сейчас испанское консульство в Москве ввело строгое ограничение: приглашение можно прислать только ближайшим родственникам. Бизнесмен Виктор тоже связывает это с событиями на Украине, но выражается не в пример осторожнее главы МИД Испании: "Нельзя сказать, что мы об этом думаем днем и ночью, но тема витает в воздухе".

Русские обитатели Фенальса, как и многих других типично русских районов Испании, теряются в догадках, что это: попытка навести порядок в консульских делах или сигнал перед новыми санкциями?

Испанские продавцы недвижимости, с которыми удалось беседовать, спешат уверить: страхи напрасны, беспокоиться русским владельцам квадратных метров в Испании не о чем. Наоборот, руководитель департамента недвижимости крупной риэлторской компании DomINBarcelona Фредерик Феррери Карпена в разговоре с "Огоньком" от себя лично посоветовал россиянам ни в коем случае не откладывать на потом покупку домика у моря. "В Испании сейчас рынок работает на покупателя",— объяснил он.

— Но, сеньор Карпена,— не удержался я.— У нас опасаются, что против русских владельцев недвижимости в ЕС могут ввести какие-то санкции. Это реально?

— Скажу так: испанские законы очень четко защищают права покупателя-нерезидента и обеспечивают безопасность иностранцам при покупке имущества. Я не вижу причин для того, чтобы эти законы менялись.

Не менее решительна и глава испанского офиса одного из крупнейших российских туроператов "Натали-турс" Юлия Семибратская.

— Я живу в Испании больше 20 лет,— говорит она "Огоньку",— и могу утверждать: инициативу по введению санкций против российских туристов и покупателей недвижимости никто и никогда не поддержит в южных странах Европы. Кризис на Украине — это слишком далеко для испанцев. К тому же непонятно, почему именно против россиян нужно вводить санкции из-за событий, которые Испании никак не касаются.

Юлия также напоминает: россияне — это от 3 до 4 млн из общего числа зарубежных туристов, ежегодно посещающих Испанию. И пусть всего за год в страну приезжают десятки миллионов, все равно это колоссальная цифра. А ввести какие-то ограничения для граждан России значит нанести непоправимый ущерб своей экономике.

Массовый наплыв русскоязычных на Пиренеи обеспечили люди со средним достатком, среди которых немало пенсионеров

Фото: REUTERS/VOSTOCK-PHOTO

Личное "окно в Европу"

В самом деле, россияне и их деньги очень нужны Испании, на морском побережье которой пустует около 250 тысяч новеньких объектов недвижимости. И испанские власти прилагают колоссальные усилия, чтобы распродать иностранцам эти виллы и квартиры, возведенные во время строительного бума.

Одна из основных целевых групп — граждане РФ. Дело даже не в том, что россияне, не торгуясь, платят за понравившийся объект, а в том, что они приходят надолго и соответственно за ними тянется шлейф "длинных денег".

Если француз или, к примеру, англичанин покупает жилье на испанском побережье, то для него это летняя резиденция, и ничего более. В то время как для покупателя из России домик у моря — это еще и его личное "окно в Европу". Как правило, русские начинают обосновываться в том городе, где купили недвижимость, заводить счета в местных банках, отдавать детей в школы, присматриваться к бизнесу...

Наиболее яркий пример — город Аликанте (автономная область Валенсия), который испанцы давно уже называют русским. Во время банковского краха на Кипре граждане России перевели из островного государства в банки Аликанте 5 млрд (!) евро. Понятно, что эти деньги будут вложены не только в недвижимость, но и оживят испанскую экономику в целом. Так, например, сегодня обслуживание русских владельцев недвижимости — отдельная отрасль испанской экономики. Маклеры, переводчики, адвокаты, нотариусы — только видимая часть того айсберга сервиса, который задействован в работе с русской диаспорой. За ними — врачи, учителя, няни, садовники. И что будет, если все эти люди разом потеряют работу? Вопрос не праздный: безработица в Испании достигает 25 процентов.

При этом стереотип, что недвижимость в Испании покупают новые русские, которые приезжают с чемоданами черного нала, давно не соответствует действительности. Причины, которые приводят сюда россиян, самые разные. Одним действительно важно инвестировать средства, другим нужен запасной аэродром, то самое личное "окно в Европу", третьи просто мечтают пожить в теплых краях.

Видимо, речь о том самом среднем классе, с которым сегодня все носятся, ведь большинство объектов испанской недвижимости наши соотечественники сегодня покупают через ипотеку. И это не только домики у моря, но и обычные двушки, даже студии. При умеренных испанских ценах на жилье это четкий показатель того, что покупают на свои кровные.

Богатые, впрочем, тоже имеются. По разным подсчетам, на состоятельных россиян приходится около 20 процентов всех сделок с недвижимостью, осуществленных гражданами РФ в Испании. При этом сумма их вложений в каждый объект часто зашкаливает за миллион евро. Зато остальные 80 процентов покупок наших соотечественников приходятся на обычные квартиры или дома по цене от 70 до 280 тысяч евро. Покупают их представители среднего класса из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Ханты-Мансийска, Сургута.

Еще одна заметная тенденция — тяга к перемене мест — появилась и у наших пенсионеров. Мне довелось общаться с пожилой парой, которая поменяла-таки Химки на Таррагону (Каталония). Арифметика здесь простая. Чета пенсионеров продала трехкомнатную квартиру в Подмосковье. Приблизительно за половину этой суммы купила двушку в Таррагоне, остальное положили на депозит в России. Плюс пенсия. Как уверяет глава семьи, всю жизнь проработавший историком в школе, на безбедную жизнь в Испании вполне хватает.

По статистике, поток пожилых, уезжающих из России на жительство за рубеж, постоянно растет: около 160 тысяч россиян уже получают пенсии, постоянно проживая за границей. При этом официальной статистикой не учитываются тысячи российских пенсионеров, которые владеют недвижимостью в наиболее популярных у нас курортных странах (в Болгарии, Турции, Испании) и бывают на родине лишь по необходимости.

Санкционные перспективы

И все же, вероятна ли перспектива, что российских обладателей заграничной недвижимости достанут санкции? Увы, ничего нельзя исключать. И, как считает испанский адвокат Ольга Лопес, в наиболее уязвимой ситуации окажутся как раз пенсионеры и представители среднего класса. Как объясняет "Огоньку" сеньора Лопес, у состоятельных выходцев из России пути отхода и запасные аэродромы продуманы. К примеру, недвижимость запросто может быть зарегистрирована на европейскую компанию, реальным владельцем которой и является новый русский. А вот у простых граждан, владеющих испанской недвижимостью, возможность для маневра невелика.

— Я, конечно, не представляю себе ситуацию, что в Испании по каким-то политическим причинам может быть арестована законно купленная квартира,— говорит собеседница "Огонька".— Но вполне допускаю, что при дальнейшем обострении политической ситуации у россиян могут возникнуть разного рода проблемы. Прежде всего это может коснуться въездных виз. Например, сроки пребывания в странах ЕС будут ограничены отпускными днями. Еще россиянам может стать труднее получать ипотечный кредит, а местные власти станут более тщательно и придирчиво изучать источники их доходов.

Как же в этой нестабильной ситуации российским владельцам недвижимости застраховать себя от возможных неприятностей? Ольга Лопес считает, что выход один: получать вид на жительство. Тем более что в Испании это сделать легче, чем в любой другой стране Западной Европы.

Другое дело, что далеко не все россияне горят желанием получить заграничное ПМЖ: домик у моря — это одно, а вид на жительство и тем паче второе гражданство — совсем другое. Да и к процедуре получения вида на жительства в Испании сегодня правильно применять формулу: вход за рубль, а выход — за два.

Дело в том, что уже в январе этого года имеющие вид на жительство в Испании россияне получили уведомление о том, что они должны заплатить определенную часть своих налогов в Испании. В извещении сообщалось: власти Испании приняли закон, в соответствии с которым иностранцы, обладающие видом на жительство, должны заплатить разницу в налогах с той страной, где они имеют бизнес.

Закон формально касается всех иностранцев, но бьет в первую очередь именно по нашим: в России в отличие, скажем, от Англии, Германии или Франции, разница с испанскими налогами колоссальная. Если у нас подоходный налог "плоский" и составляет 13 процентов, то в Испании он прогрессивный — от 25 до 52 процентов. Иначе говоря, людям богатым приходится отдавать испанскому государству чуть ли не половину своих доходов.

Теперь эта участь ждет и состоятельных россиян, которые имеют вид на жительство в Испании. Причем заверенные декларации из российских налоговых органов будут обязательными. А за сокрытие объектов налогообложения, будь то доходы от работы по найму, бизнеса, акций, сданного внаем жилья и даже от наследства,— штраф в 5 тысяч евро за каждый выявленный эпизод.

При этом отечественные предприниматели, получившие ПМЖ в Испании, в один голос уверяли меня: этот закон — только цветочки, ягодки впереди. Объясняется такой прогноз просто: испанский парламент проголосовал за злополучный законопроект в прошлом году, когда ни украинского кризиса, ни санкций в отношении России и в природе не было. Теперь есть и кризис, и санкции, а значит, есть повод еще сильней прижать "понаехавших"...

Как поведут они себя в этом случае? Из тех, с кем я говорил, откровеннее всех был Виктор из Тюмени, осевший в Льорет-де-Мар: "На Испании свет не сошелся клином. Мне из Тюмени лететь одинаково что до Барселоны, что до Бангкока..."

Вся лента