Причал надежды нашей
Географически порт Сабетта расположен так, что его без преувеличения можно назвать главным транспортным узлом Северного морского пути и опорной точкой проекта "Ямал СПГ".
Порт Сабетта — уникальный проект не только для России, но и для мировой практики. Строительство начиналось на пустынном арктическом побережье, при отсутствии какой-либо инфраструктуры, с нуля. При этом строительство ведется в суровых климатических особенностях высоких широт: ураганные ветра, туманы, резкие перепады температур, морозы -50°C. Но через два месяца после начала строительства на берегу уже был готов небольшой городок с жилыми помещениями для 436 человек, офисами и столовой.
В июле 2012 года в Сабетте началось строительство четырех нефтеналивных причалов с поставкой строительных материалов и готовых технологических модулей СПГ. К августу 2013 года были завершены объекты первого этапа, в которые входят фасадные и анкерные подпорные стены, а также ряды свай с изоляцией, что позволило начать дноуглубительные работы. Четыре причальные стенки общей протяженностью 915 м смогут принимать суда класса типа Ro-Ro (с горизонтальной погрузкой) и Lo-Lo (использующие кран для погрузки и разгрузки грузов). Ожидается, что первый этап строительства завершится в 2014 году. Это позволит разгружать технологические модули весом свыше 800 тонн. 1 августа в порту Сабетта начался очередной этап строительства.
По плану порт Сабетта сможет обрабатывать порядка 30 млн тонн грузов за год. Проект также предусматривает морскую транспортировку около 16 млн тонн СПГ и до 1,35 млн тонн газового конденсата в год. Выход на проектную мощность ожидается в 2018 году. Порт будет связан с газовым месторождением Южно-Тамбейское и заводом по производству СПГ.
До того как в Сабетте началось строительство порта, это место было известно как небольшой вахтовый поселок на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря. Однако в проекте "Ямал СПГ" этому поселку была отведена ключевая роль: на этом месте было развернуто строительство порта — важнейшей части транспортной инфраструктуры "Ямал СПГ". Порт Сабетта, находясь почти в центре Арктики, должен будет обеспечивать транспортировку газа как в азиатском, так и европейском направлениях. Предполагается, что через Сабетту по Северному морскому пути (СМП) продукцию завода судами-газовозами можно будет относительно быстро доставлять на рынки Азии в сезон навигации и даже практически круглый год во все регионы мира, где есть на него спрос.
Сабетта располагается практически посередине между Мурманском на западе и Петропавловском-Камчатским на востоке. Поэтому он должен стать многопрофильным и выполнять роль нового узлового порта на Северном морском пути, куда могли бы заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли и даже пассажирские лайнеры.
Такие прикидки базируются на том, что СМП, являясь кратчайшим путем, соединяющим Европу и Азию, в последние годы становится все более оживленным. В 2011 году объем перевозок по Северному морскому пути превысил 1,26 млн тонн груза, в 2013 году этот показатель составил уже 1,50 млн тонн, а к 2015 году этот объем должен достичь 4 млн тонн грузов. Эта тенденция и была взята для строительства современного арктического порта Сабетта. Добавим, что известная британская контора Ллойда, например, прогнозирует, что уже к 2021 году транзитный грузооборот по Севморпути вырастет в десять раз — с 1,5 млн тонн (2013 год) до 15 млн тонн в год.
По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, с учетом намерений Китая перевести на Севморпуть до 15% своего гигантского внешнеторгового оборота у нашей страны есть уникальный шанс за счет организации правильного и безопасного движения по этой морской трассе существенно улучшить жизнь россиян и в арктических регионах, и по всей стране. Но для этого, добавляет он, на трассе Севморпути должна быть создана соответствующая инфраструктура, главной частью которой должен стать порт Сабетта, в котором будут открыты также пограничные пункты пропуска и куда при необходимости иностранное судно сможет зайти для проведения мелкого ремонта, заправки водой, топливом, продовольствием и оказания необходимой медицинской помощи.
В том, что порт Сабетта будет построен, сомневаться не приходится. Важно и то, что, по заявлению главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона, практически весь газ, который будет добываться в рамках проекта "Ямал СПГ", уже законтрактован. (развитие темы на стр. 22??? в материале "Круглогодичный контракт".— "Ъ").