"Дарница" догоняет конкурентов
Компания вложила два миллиарда рублей в новое производство
Группа компаний "Дарница" сегодня официально запускает хлебобулочное производство в Пушкине, организованное на части площадей бывшего пивоваренного завода "Тинькофф". Эксперты говорят, что, несмотря на то, что российский рынок хлеба сокращается в товарной массе на фоне увеличения доходов населения, улучшения рациона и снижения потребления базовых видов подобной продукции низкой ценовой категории, он сохраняет потенциал роста.
Как ранее писал "Ъ", ГК "Дарница" арендовала у петербургского девелопера "А Плюс Девелопмент", который купил у холдинга SUN InBev здание бывшего пивоваренного завода "Тинькофф", остановленного еще в 2008 году в разгар кризиса, площадью 16 тыс. кв. м.
Проектная мощность первой очереди хлебобулочного производства составит 140 тонн готовой продукции в сутки. По данным комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, этот объем составляет 12-14% от среднесуточной потребности жителей Петербурга и Ленинградской области. Завод будет преимущественно специализироваться на выпуске массовых сортов хлебобулочных изделий: батоны, формовой хлеб. Объем инвестиций в запуск первой очереди составляет около 2 млрд рублей. Вчера в ГК "Дарница" от комментариев отказались.
Бывший завод "Тинькофф", представляющий собой три производственных корпуса, расположен в Пушкинском районе Петербурга. Общая площадь объекта составляет 40 тыс. кв. м. Как пояснили в "А Плюс Девелопмент", сделка о приобретении завода у SUN InBev была закрыта в середине лета.
Завод в Пушкине компания SUN InBev остановила с 15 декабря 2008 года. Тогда в компании такое решение объяснили спадом спроса на фоне экономического кризиса. Владельцем пивоварни SUN InBev стала в августе 2005 года, выкупив ее за €167 млн у бизнесмена Олега Тинькова. Как ранее оценивали эксперты, сумма сделки по приобретению завода "А Плюс Девелопментом" могла составлять 600-700 млн рублей.
По данным экспертов, объем российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий составляет около $17 млрд. На долю локальных рынков СЗФО приходится около 10%, Ленобласти — около 1%, Петербурга — примерно 3%. Средние по РФ темпы роста рынка в номинальных ценах составляют около 10%. В товарной массе динамика невысокая.
По словам Максима Клягина, аналитика УК "Финам Менеджмент", рынок, несомненно, сохраняет определенный потенциал роста, но он в значительной степени ограничен. "Если рассматривать основной долгосрочный вектор развития, то стоит отметить довольно выраженный тренд к сокращению рынка в товарной массе на фоне увеличения доходов населения, улучшения рациона и снижения потребления базовых видов подобной продукции низкой ценовой категории. За период с 2003 по 2012 год потребление хлебных продуктов в среднем домохозяйстве снизилось со 109 до 98 кг в год. Доля затрат домохозяйств на покупку хлебобулочных изделий в общей структуре потребительских расходов за это период сократилась с 6,4 до 4,2 процента.
В период снижения уровня жизни вероятным выглядит некоторый рост потребления наиболее доступных хлебобулочных продуктов. Кратковременный всплеск спроса наблюдался в течение локальных кризисов, например, после финансового кризиса 2009 года и после неурожая в 2010 году. Но в среднесрочной перспективе, при условии сохранения стабильной макроэкономической ситуации, мы увидим устойчивое развитие тенденции к снижению объемов рынка в товарной массе за счет сокращения потребления", — полагает господин Клягин.
Эксперты считают, что в дальнейшем основной прирост рынка в денежном выражении будет происходить преимущественно за счет расширения потребления продукции высоких и средних ценовых сегментов. Эти направления — премиальная и субпремиальная продукция — на сегодняшний день и являются наиболее привлекательными с инвестиционной точки зрения. По оценкам "Финам Менеджмент", на долю высокомаржинального сегмента может приходиться 10-15% от общего объема продаж в денежном выражении, продукция средней ценовой категории занимает 20-25% рынка.
По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора ИА "Infoline-Аналитика", на рынке действительно отмечается смещение акцентов потребления в более высокий ценовой сегмент. "Очень важно, чтобы мощности нового производства позволяли выпускать продукцию высокого ценового уровня, и я отмечаю, что "Дарница" активно догоняет "Каравай" и Fazer по объемам внедрения высокотехнологичных производств, и вижу у компании довольно большой потенциал в этой сфере", — говорит господин Бурмистров.