Пассажиры откладывают полеты
Спрос на авиаперевозки может замедлиться
Экономическая нестабильность в России начинает отражаться и на авиационной отрасли, показатели которой до этого устойчиво росли. "Аэрофлот" начал фиксировать спад продаж авиабилетов на длительный срок, за три--шесть месяцев до вылета, и начал изучать возможность сокращения закупок самолетов. Другие авиакомпании пока сдержанны в своих прогнозах, но в туристической отрасли уже признают спад продаж.
Группа "Аэрофлот" начала фиксировать падение спроса на авиаперевозки, сообщил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. "Мы видим, что глубина продаж упала: пассажир перестал покупать билеты глубиной от трех до шести месяцев",— рассказал он, такое сокращение спроса отмечалось и во время кризиса в 2009 году (тогда перевозки пассажиров в России за год упали на 9,4%, до 45,1 млн человек). Снова эта тенденция начала прослеживаться около двух месяцев назад, сообщил господин Савельев: "Люди не понимают до конца развития ситуации в политике, экономике. И прежде всего начинают ограничивать себя в путешествиях". На этом фоне "Аэрофлот" "рассматривает возможность" переноса некоторых поставок новых самолетов на более поздний срок, отметил Виталий Савельев. Но он добавил, что окончательно тенденция станет понятна по итогам девяти месяцев года: "Мы ждем сентября".
По бизнес-плану "Аэрофлота" перевозки компании должны увеличиваться на 15% в год, но в этом году темпы роста могут снизиться до 8-9%. При этом авиаперевозки оставались одной из немногих отраслей в России, показатели которой стабильно росли в течение этого года (см. график). По данным Росавиации, за январь--июль 2014 года перевозки пассажиров 35 основных авиакомпаний РФ увеличились на 11,4%, до 52,2 млн пассажиров.
Другие участники авиарынка пока явных тенденций снижения спроса на авиабилеты не подтверждают. В "Трансаэро" "Ъ" сообщили, что глубина продаж компании (в среднем около полутора месяцев в зависимости от сезона) не изменилась. За семь месяцев 2014 года рост объемов перевозок "Трансаэро" составил порядка 5%, а в июле — 8%. В "Сибири" (работает под брендом S7) отметили "небольшое снижение" на фоне предыдущих, довольно сильных для отрасли лет, но добавили, что "говорить о каких-то тенденциях пока рано". Источник, близкий к Red Wings, говорит, что спрос сохраняется "на прежнем уровне".
Но негативные последствия снижения спроса уже ощутила на себе туристическая отрасль. По оценке вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, спад продаж сейчас фиксируют практически все операторы и авиаперевозчики. Традиционно туристический рынок рос на 15-25% в год, но в этом году увеличения спроса не произошло, отмечает он. Заметнее всего падение спроса отмечается на европейских направлениях, интерес к этим странам начал сокращаться еще в июне 2013 года, когда ускорился рост курса евро, рассказал господин Горин. Представители TUI Russia ранее заявляли о падении спроса на европейские направления на 20-25% (см. "Ъ" от 11 августа). Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отмечает, что сейчас практически не продаются путевки на новогодние праздники: "Это может быть связано как с негативной ситуацией на туристическом рынке, так и с общим снижением потребительской активности". Но пик продаж на новогодние праздники традиционно приходится на сентябрь-октябрь, поясняет она, и основные изменения будут прослеживаться именно тогда.
По мнению независимого авиаэксперта Андрея Крамаренко, "Аэрофлот" ожидает, что спрос на авиаперевозки придет в равновесие с динамикой ВВП. Тогда в ближайшие два года объем перевозок пассажиров может снизиться до нуля или достигнуть отрицательных показателей. При этом эксперт отметил, что корпоративный спрос уже достаточно долго стагнирует, что видно по спросу на перелеты в бизнес-классе. Сейчас добавилось и падение частного спроса на фоне девальвации рубля и предкризисных ожиданий.