С рейтингом по материнской линии
Международным агентствам придется создавать "дочки" в России
ЦБ разослал рейтинговым агентствам рабочую версию закона, который должен дать соответствующему рынку в России специальную законодательную базу. Иностранным агентствам (подобно банкам) придется регистрировать в России дочерние структуры, а не представительства и филиалы, как сейчас, и получать аккредитацию ЦБ.
О том, что в конце текущей недели представители рейтинговых агентств должны представить в ЦБ замечания на текст проекта закона, который будет регулировать их деятельность, "Ъ" рассказали участники рынка. По их словам, рабочую версию закона (есть в распоряжении "Ъ") регулятор разослал на прошлой неделе. Эту информацию подтвердили в ЦБ.
До сих пор в России не было специального закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств. ЦБ начал работу над ним в связи с получением функций мегарегулятора. Как предполагают участники рынка, санкции и приостановка рейтинговых действий в отношении некоторых российских эмитентов со стороны международных агентств "большой тройки" (Moody`s, Fitch и S&P), актуализировали тему: планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года.
Когда закон заработает, наиболее серьезно это обещает отразиться на деятельности в России международных агентств. Самое главное, что предусматривает закон, им придется создать в России дочерние структуры, которые будут компаниями, существующими в российском правовом поле. Сейчас у агентств "большой тройки" в России лишь представительства и филиалы, они, как и головные структуры, подчиняются требованиям только американских и европейских регуляторов. "Данное требование вытекает из необходимости реализации надзорных полномочий регулятора в отношении рейтинговых компаний вне зависимости от происхождения их капитала. В случае, когда мы имеем дело с филиалом иностранной компании, применение к филиалу надзорных полномочий является затруднительным",— поясняет эти положения зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
В Moody`s, S&P и Fitch отказались от официальных комментариев, подтвердив получение проекта закона. "Мы должны перевести текст закона и отправить в головной офис, вряд ли мы успеем так быстро подготовить свои замечания, обычно ЦБ дает больше времени",— говорит представитель одного из иностранных рейтинговых агентств.
Текст законопроекта достаточно подробно регламентирует деятельность всех российских рейтинговых агентств — порядок получения аккредитации при ЦБ, регистрации в ЦБ своей методологии присвоения рейтингов, порядка их публикации, соблюдение процедур, препятствующих возникновению конфликта интересов, и т. д.
При этом описанные в законопроекте надзорные полномочия Банка России во многом следуют банковской практике регулятора. Некоторые положения сформулированы более либерально. Так, проверка рейтингового агентства не может длиться более 30 дней, некоторые виды банковских проверок — более 60. Это не помешало некоторым представителям "большой тройки" оценить законопроект в целом как довольно суровый. "Закон серьезный и жесткий, мы пока не готовы комментировать его",— заявил "Ъ" источник в одном из агентств.
Законопроект никоим образом не может повлиять на практику международных агентств, зарегистрированных вне российской юрисдикции. "Российские компании не лишаются возможности в целях использования рейтингов за рубежом получать данные рейтинги напрямую от иностранных рейтинговых агентств. Что по большому счету сегодня и происходит",— говорит господин Чистюхин. Однако после вступления в силу закона у системы рейтингов "большой тройки" есть риск задвоиться. Возможна ситуация, когда, например, американское S&P присвоит рейтинг какому-либо российскому эмитенту, а российское S&P этот рейтинг не признает. Более того, согласно текущей версии законопроекта, такое признание невозможно: для этого между российским и американским регуляторами должно существовать соглашение о сотрудничестве. Подобных соглашений, по признанию господина Чистюхина, "в настоящее время нет". В такой ситуации может возникнуть вопрос о степени "международности" рейтингов от российских "дочек" "большой тройки".
Впрочем, этот вопрос ЦБ решать и не планирует. "Вопрос признания за рубежом кредитного рейтинга, присвоенного российской "дочкой" иностранного рейтингового агентства, находится в компетенции зарубежных регуляторов. Именно им предстоит решить, признавать или не признавать такой рейтинг",— говорит господин Чистюхин.
Банку России важно регулировать российский рынок. По словам господина Чистюхина, проект закона предоставляет равные возможности по функционированию на территории РФ рейтинговым компаниям вне зависимости от того, является компания международно признанной либо функционирует только на российском рынке. "Это позволяет создать — как минимум внутри страны — механизм замещения одних рейтинговых компаний другими, в том числе при отказе отдельных компаний от оказания услуг по предоставлению либо поддержанию рейтингов",— продолжает он. "Логичным следующим шагом станет использование системы аккредитации и международных и российских агентств как основной для включения рейтингов агентств в критерии отбора для государственной системы рефинансирования",— считает член правления Газпромбанка, курирующий Центр рейтингового консультирования, Екатерина Трофимова. "Понятно, что стоимость ведения бизнеса в России для большой тройки вырастет, ей придется пересмотреть свои перспективы в России хотя бы на период санкций", — говорит гендиректор "Русрейтинга" Александр Зайцев.
Рейтинг под запретом
Отдельные нормы закона действительно способны серьезно ограничить деятельность международных агентств в России, например, в том, что касается инициативных рейтингов (присваиваемых без договора с субъектом рейтинга и иногда вопреки его воле). Так, если бы закон о рейтинговых агентствах действовал уже в 2013 году, конфликт ВТБ и Fitch из-за выставления и снижения агентством инициативного рейтинга развивался бы по-другому, указывают эксперты. Напомним, в результате того конфликта в 2014 году от услуг Fitch отказались все «дочки» группы ВТБ, ее руководство обращалось в головную структуру с жалобой на действия российского филиала, но повлиять на его деятельность никак не могло. Законопроект о рейтинговых агентствах обязывает их обосновывать перед регулятором свои действия и, кроме того, дает Банку России полномочия «устанавливать перечень субъектов рейтинга, публикация которых запрещена».