На Lada дышат
Рынок отечественных автомобилей в Башкирии упал на 18%
Спад продаж новых легковых автомобилей в Башкирии за год шел быстрее, чем в среднем по стране. В первом полугодии общий объем продаж снизился на 10,5% к аналогичному показателю прошлого года против среднероссийского значения 8,9%, свидетельствуют данные Russian Automotive Market Research. Наиболее заметно снижение рынка на примере брендов Ford, Opel и Geely. Но на 18% упали и продажи отечественных Lada, хотя продукция российского автопрома по-прежнему остается в республике самой востребованной и формирует около четверти всех продаж.
Автодилеры Башкирии, по данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research (Нижний Новгород), в январе–июне текущего года продали 38,38 тыс. новых легковых автомобилей. Это 3,57% всех продаж в России. По числу проданных машин республика заняла пятое место в РФ после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Татарстана и второе — в Приволжском федеральном округе с долей 14,99%. В то же время, как следует из данных агентства, автомобильный рынок региона по сравнению с первым полугодием 2013-го падал быстрее, чем российский: число проданных автомобилей сократилось на 10,5% (в целом по РФ 8,9%).
Лидером продаж по-прежнему остается продукция отечественного автопрома. Доля марки Lada в первом полугодии в общем объеме продаж дилеров составляла 24,57%. Однако в сравнении с первым полугодием 2013-го продажи Lada снизились почти на 18% — с 11,48 тыс. до 9,42 тыс. автомобилей, а их доля в общем объеме реализованных машин упала почти на 2% (в Российской Федерации на 0,65%). Самыми продаваемыми отечественными автомобилями остаются Lada Granta (10%) и Lada Kalina (5,57%). Второй по продаваемости маркой, как и год назад, стал Renault: дилеры реализовали 3,7 тыс. автомобилей этого бренда (9,65% рынка). На третье место вышла Kia (3,11 тыс. проданных автомобилей, или 8,11% рынка), увеличившая продажи на 10%. Год назад этот корейский производитель занимал лишь четвертое место с долей 6,49%. Chevrolet, занимавший в январе–июне 2013 года третье место по продажам, опустился на шестую позицию в рейтинге с показателем проданных автомобилей 2,8 тыс. единиц (6,6% рынка). Продажи этой марки упали почти на 20%. Снижение на 10%, до 2,25 тыс. автомобилей, лишило места в первой пятерке и Volkswagen, который замыкал ее год назад. Места Chevrolet и Volkswagen заняли Nissan, чьи продажи выросли на 42%, а доля — с 4,09 до 6,52%, и Hyundai. Эта корейская марка стала популярнее на 18%, а доля в общем объеме продаж выросла с 4,53% до 6,04% (2,3 тыс. автомобилей).
Аутсайдерами рейтинга популярности иномарок среди автомобилей низкобюджетного и среднего сегмента в топ-15 стали Chery (продано 629 автомобилей), Daewoo (649) и Opel (699). Продажи Daewoo и Opel сократились на треть и больше, равно как и продажи автомобилей Ford и Geely.
Как следует из статистики продаж, доля поклонников седанов и универсалов в регионе осталась примерно той же, что и год назад, 42,72 и 8,23% соответственно. Доля внедорожников в общем объеме продаж выросла с 27,59 до 32,21%, хетчбэков, напротив, снизилась с 21 до 16,57%. На низкобюджетные марки автомобилей пришлось 30,6% всех продаж, на машины средней ценовой категории — 66,2%, на премиум — 3,17%.
По продажам автомобилей премиум-класса — 1,2 тыс. единиц, как и год назад, Башкирия заняла четвертое место в Приволжском округе после Татарстана, Самары и Нижнего Новгорода, с долей 11,24%. Объем продаж таких автомобилей в регионе, по данным Russian Automotive Market Research, вырос почти на 15%. В пятерку наиболее популярных брендов агентство включает BMW (30,62% продаж в этом сегменте), Mercedes-Benz (21,92%), Land Rover (13,46%), Lexus (11,74%) и Audi (10,67%). При этом рост продаж, как следует из статистики нижегородского агентства, обеспечили в основном дилеры BMW, реализовавшие 373 автомобилей, что на 55% выше показателя первого полугодия прошлого года. Доля этой марки в общем объеме проданных машин премиум-класса выросла почти на 10%. Продажи Mercedes-Benz увеличились на 11%, до 267 автомобилей. Lexus и Audi продавались соответственно на 6% и 30% хуже, чем год назад. Втрое выросли продажи Volvo (до 27 автомобилей), вдвое — Cadillac (до девяти автомобилей), почти удвоились продажи бренда Jeep (37 автомобилей).
По данным аналитического агентства «Автостат», лидером продаж премиальных брендов, по версии «Автостата», в регионе оставались Mercedes-Benz (290 автомобилей), BMW (390), Land Rover (170), Audi (140) и Lexus (140). Агентство также отмечает снижение продаж Lexus и Audi на 10% и 23% соответственно.
По словам ведущего аналитика «Автостата» Азата Тимерханова, картина продажи дорогих иномарок в республике отличается от среднероссийской тем, что в РФ все премиальные бренды по итогам полугодия вышли в плюс и продолжили рост в июле. «В регионах картина зависит от местных особенностей, активности дилеров и других факторов»,— отметил аналитик.
Официальные дилеры автомобилей в Башкирии, к которым „Ъ” обратился за комментариями о факторах, повлиявших на продажи, оперативно предоставить их не смогли.
«Ситуация на автомобильном рынке страны традиционно является отличным индикатором того, что происходит в экономике,— отмечает ведущий эксперт УК „Финам менеджмент” Дмитрий Баранов.— Если продажи автомобилей снижаются, значит, в экономике стагнация или кризис. В данном случае можно говорить о том, что авторынок переживает временный кризис, который напрямую связан с ситуацией в экономике, но восстановление его возможно. 2013 и 2014 годы можно считать годами своеобразной передышки на российском автомобильном рынке, к концу 2014-го показатели продаж автомобилей могут оказаться ниже прошлого года. Однако положительное воздействие на авторынок в следующие годы будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворенный спрос на автомобили в нашей стране. Ведь по уровню автомобилизации Россия отстает не только от мировых лидеров США и Японии, но и от многих других стран, которые меньше нас в несколько раз и собственной автопромышленности не имеют».