"Порядка 50% визитов к врачу требуют не осмотра, а консультации"

Московские доктора будут консультировать и записывать на прием больных по телефону "горячей линии". При этом назначать лечение на расстоянии будет строго запрещено. Инициатива поможет разгрузить участковых врачей, считают эксперты и отмечают, что надо обратить внимание на квалификацию "телефонных" врачей.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Московские врачи открыли телефонный прием пациентов. Консультируют больных терапевты или врачи, которые прошли специальную подготовку. Они могут не только дать справочную информацию, но и записать пациента на прием. При необходимости врачи передают вызов в "скорую". В планах департамента здравоохранения Москвы, открыть такие информационные пункты в каждом округе столицы. "Горячая линия" поможет разгрузить участковых врачей и поликлиники, уверен президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.

"Фактически каждый раз участковый врач решает сам, что, как и куда направлять пациента. Порядка 50% визитов к врачу не требуют осмотра, а требуют совета, консультации, как и что делать. Много людей, которые не знают, нужно им к врачу или нет — они идут к врачу, а другие, которым нужно, не идут, потому что думают, что все нормально, а посоветоваться им не с кем", — пояснил Саверский.

Врач, который дежурит на "горячей линии", обязан оказывать помощь в максимально полном объеме. Однако назначать лечение и рекомендовать лекарства по телефону строго запрещено. Главная задача — подсказать больному, к какому специалисту стоит обратиться, поясняют в столичном департаменте здравоохранения. Но и этого сделать на расстоянии невозможно, считает заслуженный врач России Борис Блохин.

"Если бы меня спросили, что делать моему ребенку, то совет по телефону я бы, конечно, не дал. Как я могу направить к какому-то специалисту ребенка, если я его не видел. Допустим, синдром общемозговых расстройств у ребенка — он будет плакать, у него будет болезненный крик, у него будет повышенная температура — это может быть все, что угодно. 75% пациентов, поступающих в отделение в критическом состоянии, не выполняют предписанных врачом указаний, не знают нюансов медицины. Пациенты начинают пользоваться любой противоречивой медицинской информацией", — отметил Блохин.

Каждый телефонный разговор врача с пациентом записывается. Кроме того, ведется журнал приема обращений. Однако это не помешает недобросовестным врачам ставить диагноз на расстоянии, а доказать вину специалиста, который назначил неправильное лечение, сложно, пояснил медицинский адвокат Алексей Тихомиров.

"Если говорить о том, разрешено ли консультировать по телефону, а где запрет? А вот вопрос борьбы с недобросовестностью и с наказуемостью соответствующего деяния — это большой вопрос. Подтвердит ли такого рода действие, что именно этот врач порекомендовал именно это лекарство, — достаточно или не достаточно в этой ситуации, будет, во-первых, невозможно. И второе: а как может врач по тембру голоса или по интенсивности звука определить, насколько пациенту нужно то или иное лечение?", — уточнил Тихомиров.

Проконсультироваться с врачом по телефону можно с 8 утра и до 16 часов дня. Эксперты отмечают, что это самое напряженное время в поликлиниках Москвы.

Полина Смертина

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...