"В нашей стране "Макдоналдс" был больше, чем "Макдоналдс"

В Ставрополе закрыли единственный на весь город "Макдоналдс". Роспотребнадзор обнаружил в его работе нарушение санитарных норм. Ведущая "Коммерсантъ FM" Наталья Жданова обсудила эту тему с Андреем Бильжо — известным художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

20 августа Роспотребнадзор провел проверку нескольких столичных ресторанов быстрого питания. В результате были временно закрыты четыре отделения "Макдоналдс", в том числе общепит на Пушкинской площади — самый первый "Макдоналдс" в России. Он был открыт в 1990 году. После этого проверки начались по всей стране.

— У меня двойственное положение, потому что я все время выступал против "Макдоналдса" и даже достиг успехов в этой области, потому что мой внук перестал туда ходить. А вообще "Макдоналдс" — о нем, конечно, можно написать целый роман, целую книгу.

— Андрей Георгиевич, а вы сами-то бывали в "Макдоналдсе", пробовали что-нибудь?

— Сейчас я все вам расскажу, все секреты. У нас есть время. Но теперь, когда Роспотребнадзор закрывает "Макдоналдсы", я испытываю такие же чувства, как, извините за сравнение, Иосиф Бродский, который в свое время сказал, что если Евтушенко против колхозов, то он за колхозы. Поэтому еще какое-то время назад я был бы этому рад. Если бы "Макдоналдсы" не закрыли, они должны были бы сами по себе отмереть, потому что народ должен перестать туда ходить, потому что должны были быть конкуренты какие-то у "Макдоналдса".

В Венеции "Макдоналдс" закрылся просто потому, что туда никто не ходил. Во Франции в "Макдоналдсы" никто не ходит. В Бельгии в "Макдоналдсы" никто не ходит. Это такие довольно грязные, неинтересные места. Но в России "Макдоналдс" — больше, чем "Макдоналдс", потому что "Макдоналдс" — это страсть к Америке, понимаете, даже не любовь. Вот был такой фильм "Соседка", где играл удмуртский актер Депардье и французская актриса Фанни Ардан. Она была его соседкой, и он ее любил и ненавидел одновременно. Он хотел ее и в то же время страдал от того, что она его достала. Вот это отношение к "Макдоналдсу".

В "Макдоналдс" ходили не только потому, что любили бигмаки, гамбургеры и так далее, а потому что ощущали себя чуть-чуть американцами, чуть-чуть прикасались в городе Ставрополе или где-нибудь еще, в каком-нибудь городке N, к этой жизни. Заходя туда в бейсболке, отмечая там дни рождения, встречаясь там с девушкой, подростки, школьники отмечают там дни рождения, получают подарки дети детсадовского возраста, папы и мамы приходят с детьми.

Только в нашей стране "Макдоналдс" был больше, чем "Макдоналдс". Кстати говоря, в "Макдоналдсе" было единственное хорошее — это воспитание молодежи. Там люди научились работать, куча открытий в области рекламы и так далее, вот в этом было преимущество "Макдоналдса".

— Андрей Георгиевич, а вы уже в прошедшем времени говорите почему-то про "Макдоналдс" — был "Макдоналдс".

— Потому что я думаю, что постепенно эта история будет сворачиваться. Вы знаете, до сих пор я наблюдаю, как на дорогих машинах, на очень дорогих машинах подъезжают к "Макдоналдсу". Недалеко от меня в Подмосковье его сделали, и вот по телефону заказывают макдоналдсовскую еду в этих пакетах. И на этой дорогой машине человек уезжает, представляя себе, что он в Америке и что он будет есть эту гадость по дороге. В Подмосковье все завалено этими стаканчиками, которые не разлагаются и так далее.

Что касается меня, то я был в этом "Макдоналдсе", который открылся вместо кафе "Лира", единственный раз в своей жизни — в 1990 году, когда он открылся. Я отстоял большую очередь, чтобы посмотреть, что там, и больше я никогда ничего ел. Единственное, как я использовал "Макдоналдс", в Венеции в том числе, — это преимущество "Макдоналдса", что можно туда зайти в туалет, и никто не спросит, куда вы идете. В этом смысле "Макдоналдс" тоже использует это как рекламный ход — возможность зайти в туалет.

В прошедшем времени говорю, потому что мне кажется, что все это будет постепенно сворачиваться, и это удар, конечно, гигантский по тем людям, которые работают в этой системе, а работает там огромное количество молодежи, которая научилась работать, а куда ей пойти? На фабрики и заводы, которых нет?

— И потом, на лето — это способ организации досуга подростков, которые летом туда идут работать.

— Да, и это тоже. Но смотрите, вот если бы они сами, я повторяю, сами умерли, потому что была бы конкуренция, им пытались составить конкуренцию, ничего же не получилось. В Москве было "Русское бистро", где продавали замечательные пирожки с грибами, с печенкой, с капустой и так далее, плюс бульоны грибные, мясные. Были "Русские бистро", и вполне симпатичные. Где они сейчас? Их нет. "Крошка-картошка" — отличная была идея, между прочим.

— А "Картошки", по-моему, есть сейчас.

— Где-то есть, но это же невозможно сравнить с этой гигантской сетью, с корпоративной одеждой, с корпоративной политикой, с подарками и клоунами для детей, все время обновление меню и все время рост этих самых маков, бигмаков и так далее.

Посмотрите, вспомним даже, а реклама в фильмах? Помните Квентина Тарантино, гениального совершенно, его гениальнейший фильм "Криминальное чтиво", этот диалог, когда пришли убивать одни главные герои других, и он отбирает у него бигмак, и с каким удовольствием он его ест?

Это же потрясающе, на самом деле. Вот в этом смысле они непревзойденные. "Макдоналдс" — это целая планета, если отбросить в сторону еду, которая придумала массу вещей. Даже форма этого картонного стаканчика, куда кладется эта самая картошка-фри, которая почему-то у рестораторов называется "Пушкин".

— Но может тогда хорошо — "Макдоналдс" закроется, а что-то другое на его месте появится, такое российское, с какими-нибудь нашими ватрушками, блинами, пирогами?

— Это вы сказали сейчас ключевую фразу, сейчас все говорят "вот это закроется, и на этом месте появится". Должно было быть наоборот, должно появиться, должна была быть конкуренция, потому что для того, чтобы закрылось, а потом появилось, должно пройти довольно много времени. Во-первых, это надо придумать. Во-вторых, это надо сделать. Закроется — и ничего не появится вновь, поверьте мне.

— Какой вы пессимист, Андрей Георгиевич.

— Я пессимист? Нет, я как раз оптимист, я как раз смотрю в будущее, не буду сейчас вдаваться в политические подробности, с большим-большим оптимизмом. Но к "Макдоналдсу" я испытываю двойственные чувства. С одной стороны, если закрывает государство, значит, я — против. А в общем …

— А в общем за?

— Тогда нужно отменять и бейсболки, джинсы. Роспотребнадзор должен определить, как шелковое белье, что бейсболка с длинным козырьком вредна для ношения, закрывает лицо и так далее.

Вся лента