Гаджет-идентификация

Экспертиза

Владимир Ильин, профессор факультета социологии СПбГУ

Я бы выделил два основных тренда, связанных с развитием технологий. Первый — это уплотнение времени, то есть стремление успеть за короткое время сделать как можно больше дел. Второй тренд — уплотнение пространства. Сравните, скажем, скорости e-mail и обычной почты. Гаджеты — инструментарий, который позволяет достичь обеих целей, уплотнить и время, и пространство. Поэтому спрос на них растет. Однако важно понимать: новые технологии и гаджеты, с одной стороны, открывают возможности, но с другой — создают издержки. Допустим, благодаря достижениям техники офис сегодня всегда с человеком, он может работать в любом месте и в любое время, контактировать с любой точкой на Земле, где есть связь. Типичная картинка: человек в метро, на ходу, дома, даже в ванне, туалете не расстается с телефоном. А это, безусловно, стресс, когда человек 24 часа в сутки доступен для начальника, партнеров, друзей. Другой пример — гаджет сегодня является маркером, определяющим человека. Такой новый способ идентификации: "Покажи мне свой гаджет, и я скажу, кто ты". И вот порой люди стремятся иметь новое устройство ради самого факта обладания. Если у тебя последняя модель смартфона, полагают они, ты современный человек. Это желание принадлежать к определенной группе: я вместе с вами, модными и продвинутыми. Следующий этап — погоня за техническими новинками, которые только появились, их еще мало кто видел. Наличие их у человека — это статус, как в армии звездочки на погонах.

В таком отношении к гаджетам сплетаются спрос потребителей и предложение компаний, заинтересованных в неугасающем интересе к их продукции. Для ее продвижения они дергают за разные ниточки. Например, выпускают новинки, пусть даже они мало чем отличаются от предыдущей версии. Или используют другой механизм — принудительное устаревание вещи: она работает в период гарантийного срока, потом может сломаться, и нередко с ней уже ничего нельзя сделать. Типичная ситуация, когда человек приходит в ремонтную мастерскую, а ему говорят: "Кто же такими устаревшими моделями сейчас пользуется?"

Россияне повторяют те же поведенческие образцы, что и в остальном развитом мире. У нас догоняющая потребительская модернизация. Но есть и свои особенности. Прежде всего утрированно показное потребление. Чем ниже человек в потребительской иерархии, тем у него меньше возможностей для своего рода комплексной демонстрации, и он выбирает только какой-то один элемент. И у нас это зачастую покупка гаджета (причем в кредит), на машину или дом у многих денег не хватает. Еще одна специфическая черта: нерациональное потребление. Условно говоря, если во всем мире крепнет тренд на использование новых гаджетов для контроля за здоровьем или в целях энергосбережения, в России это удел немногих. Главное — чтобы дорого и красиво.

Вся лента