500 км для Москвы не крюк
Вокруг столицы начали возводить новое кольцо
Вчера началось строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) — одного из крупнейших инфраструктурных проектов правительства России. Дорога, на которую потратят более 300 млрд руб., должна быть построена за четыре года, к чемпионату мира по футболу. Новая трасса облегчит движение автомобилей в столичном регионе и ускорит расширение Москвы.
Вчера мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев и министр транспорта Максим Соколов запустили строительство первого участка будущей ЦКАД. Его длина составит 49,5 км, для движения будут доступны по две полосы в каждую сторону. Дорогу построят к 2018 году. "ЦКАД заставит переосмыслить развитие всего столичного региона, где живут десятки миллионов людей",— заявил господин Собянин. По его словам, этот "гиперпроект является одним из приоритетов в развитии страны". Андрей Воробьев назвал стройку "историческим событием".
Проект ЦКАД (трасса А113) начали обсуждать еще десять лет назад. Дорога должна стать местом пересечения международных транспортных коридоров. Параллельно трасса решает проблемы столичного региона: отводит грузовой транспорт от Москвы, создает связи между городами Подмосковья и соседних регионов. Планируется, что вдоль ЦКАД появятся крупные логистические центры. В 2010 году проект передали госкомпании "Автодор". Строительство трассы должно было начаться еще в 2011 году, однако сроки неоднократно сдвигались. Работы ускорились после того, как было принято решение о проведении в России ЧМ-2018.
Общий объем финансирования ЦКАД — 299,8 млрд руб. Из них 150 млрд руб.— средства Фонда национального благосостояния, 73,8 млрд руб.— средства федерального бюджета, 5,2 млрд руб.— прямые заимствования ГК "Автодор", 70,8 млрд руб.— частные инвестиции.
ЦКАД будет представлять собой дорогу категории А1 (с расчетной скоростью движения 150 км/ч; допустимую скорость установит ГИБДД) протяженностью 525 км. Трасса пройдет на расстоянии 20-86 км от МКАД и будет представлять, по сути, расширенный дублер малого бетонного кольца (А107). Проезд будет платным, максимальная цена для легковых автомобилей составит 2 руб. 30 коп. за 1 км пути. Таким образом, поездка по всей протяженности ЦКАД обойдется примерно в 1,2 тыс. руб.
Первая очередь строительства — два пусковых комплекса (первый и пятый) между М4 и М10. Первый комплекс строит компания "Стройгазконсалтинг", сумма контракта — 48,8 млрд руб. До конца года пройдет конкурс на возведение пятого комплекса. Следующие на очереди еще два участка (третий и четвертый), конкурсы могут быть проведены в этом году. Еще один пусковой комплекс (второй) представляет собой участок, дублирующий большое бетонное кольцо (А108). Фактически он рассматривается как отдельный проект, который будет реализован после 2020 года. По сути, это задел следующей кольцевой магистрали, которая появится после того, как ЦКАД исчерпает свои возможности.
Директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин уверен, что риски при строительстве ЦКАД "минимальные". "Это не Москва, где приходится освобождать земли и выносить объекты, здесь сносить ничего не надо,— говорит он.— Но есть неопределенности с исполнением бюджета на ближайшие пять лет — если пойдет урезание бюджета по линии Минтранса и "Автодора", финансирование проекта могут сократить".
Координатор лесной программы "Гринпис России" Алексей Ярошенко говорит, что в перспективе "ничего хорошего от ЦКАД ждать не стоит". "Новая дорога быстро обрастет инфраструктурой, разделив леса, которые начнут в результате деградировать,— говорит он.— А потом начнется интенсивная застройка территории между ЦКАД и МКАД, в результате Москва превратится в огромный мегаполис диаметром 120 км. Условия жизни в таком городе будут гораздо хуже, чем сейчас в столице".