"Добролет", да не тот
Как «Аэрофлот» перезапускает лоукостер
В России запускается новый лоукостер — преемник "Добролета", который был вынужден сложить крылья из-за международных санкций. Проект демонстрирует большую волю к жизни, нежели "Авианова" и Sky Express, и у него много шансов состояться — хотя бы потому, что за ним стоит "Аэрофлот".
Формально Евросоюз включил "Добролет" в санкционный список, потому что компания никуда, кроме Крыма, не летала. Европейские контрагенты отказались выполнять обязательства перед перевозчиком: были аннулированы договоры лизинга двух Boeing, технического обслуживания и страхования, а также предоставления перевозчику аэронавигационной информации.
Логика очевидна не до конца, поскольку "Добролет" планировал серьезно расширять географию полетов. Кроме того, в Симферополь летают два десятка других российских авиакомпаний, в том числе "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7, которые обслуживают также международные линии. Заграничные рейсы построены на принципе паритета: с каждой стороны должно быть равное количество авиакомпаний и рейсов. Если бы "Аэрофлоту" или "Трансаэро" пришлось отменить рейсы, то же должны были бы сделать и европейские перевозчики. Тут поневоле задумаешься, прежде чем вводить санкции.
Первый рейс в Симферополь "Добролет" совершил 10 июня, в Волгоград — 1 августа, уже после введения санкций. 4 августа перевозчик объявил о приостановке полетов. К этому времени компания успела перевезти около 60 тыс. пассажиров.
До 15 сентября в Симферополь было запланировано 172 разворотных рейса, на которые купили билеты более 61 тыс. человек. В Волгоград до 20 августа было запланировано 17 рейсов, на которые было продано более 4,5 тыс. билетов. Этих пассажиров "Добролет" передал другой "дочке" "Аэрофлота" — "Оренбургским авиалиниям". Прочим клиентам компания решила вернуть деньги. Если бы не санкции, 15 августа "Добролет" начал бы летать в Самару, 16-го — в Уфу, 29-го — в Пермь и Казань, 30-го — в Сургут, 1 октября — в Екатеринбург.
После "жесткой посадки" "Аэрофлот" рассматривал такие варианты реанимации проекта дискаунтера: создание новой дочерней компании и перерегистрация "Добролета" на новое юридическое лицо. Остановились на первом. Новый дискаунтер может совершить первый полет уже 27 октября. "По горячим следам, особенно с учетом того, что проект все-таки значимый для страны, новое юридическое лицо может быть запущено с минимальными временными затратами",— говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
"Новая компания (будет ли она использовать бренд "Добролет", неизвестно.— "Деньги") с большой вероятностью будет выполнять полеты по направлениям "Добролета", это обусловлено высоким спросом на перевозку,— рассказали в пресс-службе "Добролета", куда "Аэрофлот" переадресовал вопросы "Денег" о деталях запуска нового дискаунтера.— Рейсы в Волгоград выполнялись со стопроцентной загрузкой, высокий спрос был по направлениям в Самару, Екатеринбург и другие города". Будет ли дискаунтер летать в Симферополь, "Деньгам" в компании ответить затруднились. Логично предположить, что в начале работы новой компании следует выстроить серьезную географию внутрироссийских рейсов, тем более что к вопросу обеспечения пассажиропотока можно будет вернуться ближе к следующему курортному сезону, и в этом случае повода для санкций (по крайней мере, такого, который оказался достаточен для их введения против "Добролета") компания Западу не даст.
В январе этого года, отвечая на вопросы "Денег", "Аэрофлот" называл три ключевых параметра бизнес-модели своего лоукостера. Каждый самолет должен проводить в воздухе не менее 12 часов в сутки. Время разворота в аэропорту не должно превышать 30 минут. На одно воздушное судно должно приходиться не более 50 сотрудников. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев объясняет быстрый перезапуск лоукостера тем, что первые результаты компании оправдывали ожидания. В "Добролете" отмечают, что перечисленные параметры — "идеальный вариант при широкой географии полетов". На разворот в аэропортах Симферополя и Волгограда уходило по 35-40 минут. Средний налет на одно воздушное судно составлял 11,8 часа, максимальный — 14 часов в сутки.
Вскоре после того, как "Добролет" был вынужден прекратить полеты, заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь рассказал, что для полетов в Крым за короткое время может быть построено 11 самолетов Ту-204. "Не летает "Добролет", но летают другие авиакомпании на Boeing и Airbus, и нашими западными коллегами может быть поднят вопрос к ним",— заявил чиновник. Формально "Добролет" имел в своем распоряжении три воздушных судна: два Boeing 737 и один SSJ 100. Летали, впрочем, только Boeing. По данным газеты "Коммерсантъ", совет директоров "Аэрофлота", обсуждая перезапуск дискаунтера, рассматривал вопрос отказа от зарубежных лайнеров.
В "Добролете" сказали "Деньгам", что "вопрос эксплуатации Ту-204 или SSJ не стоит". Новый дискаунтер до конца 2014 года будет эксплуатировать четыре Boeing. Два из них использовал ранее "Добролет", еще два будут поставлены "Аэрофлоту", который передаст их новой компании по договору сублизинга.
"Мы сейчас ведем переговоры с лизингодателями, и первые шаги показывают, что с нами хотят работать",— сообщил Виталий Савельев. 6 августа, уже после введения санкций, гендиректор "Добролета" Андрей Калмыков рассказал о соглашении на поставку 16 новых самолетов в 2017-2018 годах. В "Добролете" говорят, что соглашение в силе: "Как будут передаваться эти самолеты — вопрос пока открытый. Но времени для принятия решения еще много".
Сможет ли новый перевозчик застраховаться от "беспрецедентного давления со стороны европейских контрагентов"? "Можно не брать самолеты в лизинг, а купить у компании Boeing и летать куда угодно — у "Аэрофлота", кстати, таких машин полно,— говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак.— А обслуживаться можно, например, в Израиле". Дискаунтерам вообще свойственно именно покупать самолеты, а не брать в лизинг. Просто одна из особенностей российского рынка — таможенные пошлины на ввоз самолетов в размере 20% (еще столько же составляет НДС).
Классические авиадискаунтеры предпочитают новую технику. Дело не только в том, что новые самолеты не требуют сложного обслуживания. Самолеты стараются купить на спаде рынка, чтобы через несколько лет продать — уже в период роста цен. "Купить самолет и через несколько лет продать его за большие деньги — очень важный элемент бизнеса лоукостеров,— рассказывает Борис Рыбак.— Один из крупнейших покупателей самолетов в мире — дискаунтер Ryanair: компания зарабатывает на технике чуть ли не столько же, сколько на пассажирах".
"Лизинг — это еще не все. Как быть с техническим обслуживанием, ремонтом, страхованием, аэронавигационной информацией и так далее? — говорит Олег Пантелеев.— Если компания находится в безвыходной ситуации, поставщики этих услуг могут выставить ей нерыночные цены". Впрочем, сейчас вообще не лучшее время для запуска новой авиакомпании — если сравнивать с предкризисными 2000-ми, когда готовились к выходу на рынок первые российские лоукостеры Sky Express и "Авианова" (первый взлетел в 2007 году, второй - в 2009-м). В январе-мае 2013 года на внутренних авиарейсах было продано в целом 13,5 млн мест, за аналогичный период этого года - 15,6 млн. Рост по итогам 2014-го может составить 8-9% — но в начале года авиакомпании рассчитывали на 15%.
"Как можно сравнить пик предкризисных времен, когда жизнь была прекрасна, и деньги девать было некуда, с рецессией, в которой мы находимся сейчас? — недоумевает Борис Рыбак. — У нас вообще не приветствуется запуск каких-либо авиационных проектов. Что толку анализировать спрос, если Росавиация не выдает свидетельства эксплуатантов? Но это касается частных инициатив, а запуск "Добролет" можно считать государственным проектом".
Действительно, дискаунтер "Аэрофлота" взлетел и теперь перезапускается в режиме максимального благоприятствования со стороны государства. Именно под запуск "Добролета" были разрешены невозвратные билеты, появилась квота на иностранных пилотов, авиакомпаниям разрешили взимать отдельную плату за провоз багажа и не кормить пассажиров на борту.
"Сейчас, когда состояние российской экономики никто прогнозировать не берется (понятно, что будет плохо, но никто не знает насколько), время для запуска авиакомпании - действительно не лучшее, — говорит Олег Пантелеев.— С другой стороны, в 2008 году, когда авиакомпании в Европе чувствовали себя очень плохо, некоторые лоукостеры умудрялись зарабатывать".
Пассажирам, впрочем, не так уж важно, будет новый дискаунтер "Аэрофлота" прибыльным или нет. Термин low cost обозначает низкие издержки. Если в нашем случае он будет обозначать дешевые билеты, вряд ли кто-то будет против. Дешевые билеты — это не только предложение самого лоукостера. Стоит ему появиться, как цены придется снизить и традиционным перевозчикам, как это было во времена "Авиановы" и Sky Express.