Поможет ли новая программа утилизации авторынку?
В России перезапущена программа утилизации автомобилей. С 1 сентября и до конца года физические и юридические лица при покупке новой легковушки, грузовика или автобуса российской сборки будут получать скидку 40-350 тыс. руб. за отказ от старой машины. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, на программу выделено 10 млрд руб. По оценкам ведомства, ее реализация "позволит увеличить производство автомобильной техники в 2014 году на 173,6 тыс. единиц".
Владимир Беспалов, аналитик "ВТБ Капитал":
— Поможет. Хотя, наверное, даже без этой программы часть автомобилей (от планируемой цифры 170 тыс.) была бы продана. Но, естественно, программа подстегнет спрос. Единственное опасение, что это все же не сможет вывести рынок в зону роста, поскольку темпы падения в последние месяцы были значительные, и такое поддержание спроса просто замедлит падение к концу года. А дальше все будет зависеть от общего развития ситуации.
Сергей Собко, председатель комитета Госдумы по промышленности:
— Именно сейчас это очень сложно сделать. Много факторов влияет на снижение покупательской способности. Автопрому и так слишком большое внимание уделяется правительством. Я в свое время выступал против выделения 90 млрд руб. на погашение процентной ставки по потребкредитам на покупку автомобиля, чтобы стимулировать промышленность. В России сегодня не менее важно стоит вопрос по развитию станкостроения. Будут свои станки — будет развиваться обрабатывающая промышленность. Без модернизации реального сектора говорить о повышении качества жизни наивно.
Иван Бончев, управляющий партнер EURussia Partner:
— Предыдущая программа показала себя очень хорошо, поэтому и сейчас ожидается подобный эффект. Может быть, он будет не такой быстрый, потому что тогда был отложенный спрос, а сейчас спрос на новые авто практически отсутствует. Учитывая выделенный бюджет — 10 млрд руб.,— реализовать 170 тыс. за полгода вполне реально. Опять-таки из всех программ и механизмов, направленных на поддержку нашего авторынка, в прошлый раз программа по утилизации сработала лучше всего, и лучше всего она работает при продаже авто бюджетного сегмента. По реакции рынка будет ясно, нужно ли ее продление или нет. Если темпы будут медленные, то возможно и продление.
Владимир Попов, президент компании Favorit Motors:
— Наши потребители рады любым деньгам, которые дает государство, поэтому рост продаж будет. В большей степени это будет поддерживать программу trade-in, а вот на реализацию новых автомобилей ее влияние будет гораздо слабее.
Елена Матвеева, вице-президент группы ГАЗ:
— Очень своевременная программа. Это шанс переломить негативный тренд. И очень важно, что программа будет распространяться не только на физлиц, но и на юрлиц, что позволит предпринимателям приобретать коммерческий транспорт со скидкой. В стране критически устаревший парк LCV, грузовиков, автобусов, а спад продаж сильнее всего именно в этом сегменте. Программа обеспечит тройной эффект: поддержит спрос, улучшит экологию и безопасность, оживит экономику.
Геннадий Павлов, гендиректор "Чери Автомобили Рус":
— Некоторые альянсы сильно выиграют, настрой серьезный, и дилерская сеть к этому готова. Поэтому в какой-то степени это рынку поможет. У нас, к сожалению, автомобилей российского производства пока не так много, мы только начинаем программу локализации, поэтому особо на эту программу не рассчитываем. К тому же у программы есть проблемы с организацией и информированием: она уже началась, но многие параметры остались неизвестными. А хотелось бы, чтобы обо всем заранее знали не только те, кто готовил программу, но и те, кто в ней участвует.
Владимир Каданников, вице-президент Инженерной академии, академик Академии транспорта:
— Это временная мера, временно и поможет. Немного что-то оживится, но толку от нее будет не больше, чем от первой программы утилизации или программы госкредитования покупки нового авто. У нас опять пытаются оживить рынок временными облегчениями. А нужны кардинальные меры по всему сектору, но это сделать трудно, поэтому никто не хочет за это браться.