Фемина для убийства
Какую кассу возьмет новая героиня Люка Бессона в исполнении Скарлетт Йоханссон
На российский экран выходит "Люси" — новый фильм Люка Бессона, который уже месяц прокатывается за рубежом и стал хитом в нескольких странах.
Знаменитый французский режиссер в очередной раз назначает главной по картине женщину с несомненной харизмой и хорошо поставленным ударом. В отличие от "Пятого элемента" или "Ангела А" изначально героиня — вполне земного происхождения и к подвигам совершенно не готова, но по мере развития сюжета обретает такие способности, что Лилу и Анджела тихо зеленеют от зависти (не говоря уже о Никите, Жанне д'Арк и других любимых Бессоном боевых феминах). Метаморфозы, которые происходят с героиней из-за недобровольной передозировки новомодным наркотиком, сопровождаются популярной мыслью, что человек использует только 10% своего мозга и никто не знает, каким он станет, если включит остальные 90%. Научно подкованные зрители уже обвинили Бессона, что главное допущение в фильме — давно разоблаченный миф. Режиссер ответил в стиле Джорджа Лукаса, признававшего, что взрывы в вакууме действительно не слышны: сообщил, что воспользовался распространенным, хотя и ошибочным, утверждением для решения творческих задач, а тому, кто хочет всей правды о мозге, посоветовал читать труды ученых, а не идти за этим в кино.
Постановку Бессон осуществил силами собственной компании EuropaCorp, где должность CEO занимает его старинный друг Кристофер Ламберт. По словам последнего, "Люси" — самый дорогостоящий проект фирмы: бюджет составил €49 млн ($64,6 млн), по европейским меркам это серьезная сумма. Изрядную часть средств съели цифровые эффекты, которых в картине рекордное количество. Их Бессон заказал не кому попало, а компании упомянутого Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic. Зато на съемках режиссеру удалось немного сэкономить: основную их часть он сумел провернуть, не выезжая из Франции. Единственным исключением стал Тайвань — Бессону понадобилось сделать пару кадров в одном из самых высоких зданий в мире, башне "Тайбэй 101".
Постановка стартовала в США и Канаде 25 июля, после чего успела выйти на экраны практически по всей Европе, в значительной части Америки и доброй половине Азии. Мнения кинокритиков разделились: одни нахваливали фильм за отличный визуальный ряд, добротный экшен и умелую развлекуху, другие тыкали пальцами в сюжетные дыры, вольное обращение с научными фактами и периодическую патетику вселенского масштаба. Зрители оказались более единодушными и сделали из "Люси" хит проката. Неделю назад ее сборы составляли $217,7 млн — и это до старта в России и КНР. Причем статистика, по крайней мере североамериканская, сообщает, что на фильм охотно идут взрослые люди (65% зрителей — старше 25 лет) и ровно половина из них — женщины. Киноведы уверены, что причина тому — Скарлетт Йоханссон, которая, по общему признанию, сыграла блестяще и с большой душой. Она уже давно подбирается к званию первой героини боевиков, но до поры довольствовалась второстепенными ролями, теперь же успешно исполнила главную.
При взгляде на обширную фильмографию актрисы легко заметить, что до определенного момента она не помышляла о конкуренции с Анджелиной Джоли и Миллой Йовович на ниве экшен. Собственно, в пятерке ее самых кассовых достижений две нижние строки вообще не имеют отношения к жанру. Пятое место занимает романтическая комедия "Обещать — не значит жениться" Кена Куописа. Картина, снятая в 2009 году компанией Дрю Бэрримор Flower Films, помимо Йоханссон имеет на борту богатый актерский ансамбль (Дженнифер Энистон, Брэдли Купер и Бен Аффлек, в частности), стоила в производстве $40 млн и заработала $178,8 млн, показав приличный коэффициент кассового успеха (ККУ) 4,47. Как легко догадаться, этот фильм немедленно покинет рейтинг по окончании официального проката "Люси".
На четвертой позиции — картина Роберта Редфорда "Заклинатель лошадей" 1998 года; в ней Скарлетт 14 лет. Драматическая история о девочке-подростке, конном тренере и лошадях, выпущенная студией Walt Disney Pictures, собрала $186,8 млн, что при $60-миллионном бюджете дает ККУ 3,11. Постановка также является лучшим достижением актрисы в "серьезном" кино.
Остальные три места в рейтинге кассовых достижений Йоханссон отданы развлекательному жанру и напрямую связаны с одним и тем же персонажем — русской супершпионкой Натальей Романовой по прозвищу Черная Вдова из вселенной комиксов Marvel. Впервые в этой роли актриса появилась в 2010 году — в "Железном человеке-2" Джона Фавро. До этого единственной (не очень удачной) попыткой заявиться в жанре экшен была лента Майкла Бея "Остров" 2005 года. Пять лет спустя Скарлетт успешно прошла кастинг картины Фавро, и с того момента другой Наташи Романовой у Marvel Studios не существует. "Железный человек-2" позволил актрисе заполнить третью строчку личного топ-5 следующими цифрами: $200 млн бюджета, $623,9 млн сборов, ККУ такой же, как у обладателя четвертого места,— 3,11 пункта.
На второй позиции расположился релиз 2014 года "Первый мститель: Другая война" братьев Руссо, где Наташа Романова активно помогает Капитану Америке в исполнении Криса Эванса. Несмотря на то что кооперативный настрой фильма радикально разошелся с текущей реальностью, кассовые сборы не пострадали: проект стоимостью $170 млн заработал $714,1 млн и ККУ 4,19. Йоханссон может быть довольна еще и потому, что ей гарантировано место в триквеле, который запланирован на май 2016 года.
Возглавляет личный зачет актрисы, как легко догадаются поклонники Marvel, эпическое полотно "Мстители" Джосса Уидона, самый успешный релиз всей марвеловской вселенной на настоящий момент. На его счету $1,518 млрд кассовых сборов при $220 млн бюджета и лучший ККУ в пятерке: 6,9 пункта. А ведь это только первая часть, вторая уже на подходе — ожидается в мае 2015-го. И кто знает, сколько получится заработать на сиквеле объединенной компании супергероев.