Очер побери
Коми-Пермяцкий округ заинтересовался реформой МСУ
Главы сельских поселений ассоциации «Парма» обратились к краевым властям установить единообразную схему формирования районных органов местной власти. На их взгляд, земские собрания должны формироваться из числа депутатов и глав поселений. Они в свою очередь должны избрать главу всей территории. Руководитель Юксеевского поселения Василий Утробин поясняет, что таким образом местные чиновники смогут избежать конфликтов между уровнями власти. Эксперты „Ъ“ считают, что идея не получит поддержки среди действующих глав районов.
Главы сельских поселений Коми-Пермяцкого округа попросили краевые власти установить двухуровневую систему управления в районах региона. Соответствующее письмо (имеется в распоряжении „Ъ“) они вчера направили в адрес губернатора Виктора Басаргина, спикера заксобрания Валерия Сухих и председателя совета муниципальных образований Александра Кузнецова. В своем обращении они отмечают, что формирование представительных органов районов должно происходить из числа депутатов и глав поселений. Они в свою очередь должны избирать главу муниципалитета. Главу администрации в этом случае будут назначать по итогам конкурса. Отметим, что такая система формирования органов власти в Пермском крае существует только в одной территории — Очерском районе.
Глава Юксеевского сельского поселения (Кочевский район) Василий Утробин объясняет „Ъ“, что такой вариант избрания депутатов и глав районов наиболее эффективен, так как позволяет избежать возможности появления конфликтов между двумя уровнями местной власти. «При той системе, что существует сегодня, районы нас просто не слышат. В результате поселения, как бедные родственники, живут на скудных бюджетах и не могут полноценно исполнять возложенные на них полномочия», — говорит он. По его словам, свои подписи под документом поставили 20 глав поселений ассоциации «Парма». Эту инициативу, по его словам, поддерживают и в других территориях, в частности, в Очерском, Лысьвенском районах.
Напомним, в мае 2014 года вступили в силу изменения в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые ввели еще одну модель формирования исполнительной и представительной власти в муниципалитетах. Она предполагает формирование представительных органов районов из числа депутатов и глав поселений, избрание из их числа глав районов и назначение на конкурсной основе глав администраций. В настоящий момент в заксобрание края внесено четыре варианта реформирования системы местного самоуправления. Три из них, представленные депутатами краевого парламента Алексеем Бурнашовым, Ильей Шулькиным и Алексеем Луканиным в разной интерпретации, но все же сохраняют прямые выборы глав и депутатов, четвертый — предложенный советом муниципальных образований с подачи администрации губернатора фактически сохраняет статус-кво для городских поселений, в том числе Перми, но устанавливает избрание глав районов из числа депутатов земских собраний.
Предложенная главами Коми-Пермяцкого округа схема избрания глав районов фактически повторяет содержание законопроекта, который был предложен Ильей Шулькиным. По словам самого господина Шулькина, предлагая модель формирования представительных органов районов из числа депутатов и глав поселенческого уровня, он исходил из «простой сельской логики», которая сводится к тому, что на местах трудно найти грамотных специалистов. «Если поселение направляет в земское собрание хотя бы одного депутата и главу поселения, пусть даже это будут два человека, но интересы поселения в данном случае защищаются на более качественном уровне», — считает депутат.
Глава Пермского района Александр Кузнецов высказался против предложения коми-пермяков. «Что значит делегировать глав и депутатов поселений в состав представительного органа? Это значит, что вновь начнутся война и политические дрязги. Давайте для примера возьмем Краснокамский район. Там есть город Краснокамск, где проживают 52 тыс. человек, и есть Оверятское городское поселение, где населения в разы меньше. И если сегодня Краснокамск представлен в земском собрании, например, пятью-семью мандатами, то при предлагаемой схеме оба муниципалитета будут представлять одинаковое количество депутатов. Разве это справедливо?» — говорит господин Кузнецов.
Бывший депутат Кудымкарской городской думы Леонид Рассада считает, что депутаты и главы районов должны «пройти через горнило выборов». Инициатива глав поселений ассоциации «Парма», по его мнению, «скорее всего, носила добровольно-принудительный характер и не обошлась без влияния из центра». Политолог Алексей Чусовитин также сомневается в том, что инициатива обращения глав исходила от них самих. «Но, с другой стороны, через колено никто никого не ломал, и то, что такая инициатива появилась, можно только приветствовать», — полагает он. Политтехнолог Олег Борисенко считает, что против такой схемы формирования районных властей выступят сами главы районов: «В этом случае глава становится „номинальной фигурой“, а вся полнота ответственности переходит в руки наемного сити-менеджера».