«Красные крылья» летят к «тушкам»
Авиакомпания Red Wings может зарегистрироваться в Ульяновске
Авиакомпания Red Wings может перерегистрироваться в Ульяновске, чтобы получить определенные преференции, поддержку региональных и федеральных властей, а также работать в непосредственном контакте с производителем самолетов Ту‑204 — ульяновским заводом «Авиастар-СП». В авиакомпании поясняют, что имеют интерес к ульяновской портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ), однако стать ее резидентом сама авиакомпания не может, хотя может организовать там центр технического обслуживания и ремонта (ТОиР). По мнению экспертов, приближение к производителю для ТОиР может быть вполне оправданным.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил, что авиакомпания Red Wings может получить ульяновскую «прописку». «Мы ведем переговоры, и я надеюсь, что руководство и владельцы компании Red Wings посетят Ульяновскую область, чтобы рассмотреть вопрос о возможности быть ульяновской авиакомпанией, в том числе — чтобы стать одним из основных операторов на крымском направлении, поскольку эта компания руководствуется государственной логикой: надо летать на российских самолетах», — сказал губернатор, отметив, что производимые в Ульяновске самолеты Ту‑204 СМ — «очень комфортные и, может, даже более безопасные, чем подержанные «Боинги». Он также выразил надежду, что самолеты Ту‑204 компании Red Wings будут «поставлены на наиболее налетанную авиалинию — «Ульяновск — Москва».
В Red Wings „Ъ“ подтвердили, что «в рамках встречи с руководством Ульяновской области, прошедшей на МАТФ‑2014, был затронут вопрос возможности регистрации авиакомпании Red Wings в ульяновской аэропортовой особой экономической зоне». Как пояснил „Ъ“ гендиректор Red Wings Евгений Ключарев, инициатива о регистрации авиаперевозчика в Ульяновске была «как раз со стороны авиакомпании», но «губернатор ее горячо поддержал». «Я думаю, в этом заинтересованы обе стороны. Регион заинтересован, чтобы перевозчик развивал полеты из Ульяновска, был субъектом налогообложения, а одно из основных предприятий — «Авиастар-СП» — успешно развивалось, производя в том числе и гражданские самолеты, а мы заинтересованы в получении поддержки власти, в том числе региональной, где развитию авиации уделяется особое внимание. И когда мы соединим вместе производителя и эксплуатанта, область получит синергию в очевидном виде», — сказал гендиректор. Он также отметил, что авиакомпанию интересуют и преференции, предоставляемые для резидентов аэропортовой особой экономической зоны (2 % налог на прибыль и освобождение от налогов на имущество, землю, транспорт и на добавленную стоимость. — „Ъ“), однако он не уверен, что по законодательству авиакомпании могут быть резидентами ПОЭЗ.
Сомнения гендиректора подтвердил руководитель ульяновского филиала ОАО «Особые экономические зоны» Денис Барышников, заметивший, что «авиакомпании не могут быть резидентами особой экономической зоны». В то же время господин Барышников допускает, что резидентом ПОЭЗ может стать дочерняя компания Red Wings, которая занималась бы техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) самолетов Ту‑204: «Учитывая, что затраты на ТОиР составляют до 20 % стоимости летного часа, что на территории ПОЭЗ готовится к реализации проект создания ангарного комплекса для сдачи резидентам на условиях очень льготной аренды, что основная проблема Ту‑204 — отсутствие сети ТОиР, то для авиакомпании, работающей на этих самолетах, создание в Ульяновске предприятия по ТОиР на территории ПОЭЗ может быть реально и выгодно».
Господин Ключарев заметил, что не исключает и этот вариант, но пока в авиакомпании ждут «дорожную карту», которую обещали подготовить в правительстве региона, после чего представители авиакомпании выедут в Ульяновск для дальнейших переговоров на месте. Он также добавил, что авиакомпания рассматривает возможность выполнения по доступным ценам уже с зимнего сезона авиарейсов из Ульяновска в Москву, что «имеет и некий символический политический смысл, когда рейс выполняется большим самолетом, который выпускается именно в этом городе».
Какие конкретно преференции готово предложить авиакомпании правительство Ульяновской области, пока неизвестно — курирующий авиационное направление первый вице-премьер Вильдан Зиннуров от комментариев отказался.
В авиакомпании также сообщили, что намерены пополнять свой флот (сегодня это восемь Ту‑204) «самолетами отечественного производства, в первую очередь Ту‑204 СМ как наиболее современными и конкурентоспособными из линейки Ту‑204».
Глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что «быть ближе к основному производителю воздушных судов для технического обслуживания и ремонта вполне оправдано», хотя если предполагать, что главным рынком Red Wings будет крымское направление, то «основную базу для совершения авиарейсов все равно придется оставлять в Москве». Формирование авиарейса «Ульяновск — Москва» на самолетах Ту‑204 он считает теоретически реальным, поскольку «это направление достаточно загружено», «хотя в низкий сезон это будет непросто, тем более что конкурировать с «Ю‑Тэйр» будет довольно сложно». «И это вопрос тарифной политики и едва ли не в большей степени удобства времени вылета и прилета», — заметил эксперт.