«К куличу у нас подавали крем-чиз»

Хелен Миррен о русскости, французскости и своем пирожном «мадлен»

В прокат выходят «Пряности и страсти» Лассе Халльстрема. Через четырнадцать лет после «Шоколада» с Жюльетт Бинош и Джонни Деппом Халльстрем снова снял сентиментальную и ироничную историю о взрослении, ошибках и ответственности, в качестве движущей силы использовав французский культ еды. Хелен Миррен, сыгравшая в «Пряностях» хозяйку ресторана в Провансе, рассказала Галине Галкиной о любви к вредной еде и вреде любой одержимости

Как так вышло, что вы оказались в этом фильме? Точнее, как вы вдруг оказались до такой степени француженкой? Вы даже говорите с акцентом!

Да я всю жизнь мечтала стать если не француженкой, то хотя бы французской актрисой! Это для вас "вдруг", а для меня — это серьезный роман со всем французским. Когда я была подростком, мне казалось, что французы — самые шикарные люди на планете. Я обзавелась французским бойфрендом, когда мне было четырнадцать,— страшно сказать, мы до сих пор общаемся! Позже я около года работала в Париже с Питером Бруком в его Международном центре театральных исследований. Тогда я даже свободно говорила по-французски, но с тех пор, конечно же, почти все забыла. Я сняла мансарду в доме на Левом берегу — комнату с кроватью, которая была для меня самым богемным местом на земле и откуда я не планировала съезжать до тех пор, пока не стану французской актрисой. Но жизнь не всегда позволяет нам сделать то, что мы хотим. Я продолжала получать предложения по работе в Англии, которые приходилось принимать, чтобы платить за чердак во Франции. В общем, у меня ничего и не вышло с этой затеей — с мансардой мне пришлось расстаться, зато потом в течение многих лет, кажется, больше двадцати, у меня был дом во Франции, но сейчас он выставлен на продажу. Мы с мужем переехали в Италию, и теперь наш дом там, а я пытаюсь выучить итальянский.

Так что во время съемок у Лассе Халльстрема я впервые в жизни оказалась так близка к своей мечте — я была почти французской актрисой.

Только не говорите, что и поваром вы планировали стать. Хотя бы в этом смысле "Пряности и страсти" стали для вас неожиданностью?

Да, тут я впервые осознала, что про кулинарию говорят правду: это вид искусства, как сочинение стихов, прозы или музыки; и, что уж наверняка, люди, которые занимаются кулинарией, не менее одержимы, чем писатели, музыканты, художники и актеры.

Но отношение к еде в этом фильме — тоже очень французское. Я имею в виду не французские блюда (кстати, ведь в "Поваре, воре, его жене и ее любовнике" Питера Гринуэя, первом вашем знаменитом фильме, дело происходит во французском ресторане, так ведь?) — ну так вот, тут я имею в виду не в кухню, а то, что для этой истории важен прустовский мотив еды как способа хранения воспоминаний. У вас вызывают воспоминания определенные блюда?

О, да, конечно! Моя мама не была великим поваром, но было несколько блюд, которые получались у нее превосходно. Например, пирожки с капустой, которые она готовила для моего папы. До встречи с ним она понятия не имела, что такое пирожки, не то что как их готовить. Но она научилась. Однажды в Вене на каком-то рынке я увидела прилавок с пирожками, тут же купила один, с удовольствием съела — и вспомнила маму, детство, дом, много всего. Помню, был еще хлеб с кремом, какой готовили на русскую Пасху, как бы хлебный торт. Я забыла, как это называется, но очень вкусно!

Кулич?

Да-да, кулич. Мои родители не были особенно религиозными, но мы праздновали русскую Пасху. К куличу у нас подавали крем-чиз и нарезанные фрукты. Было восхитительно!

Эти "русские" воспоминания живут в вас как-то отдельно от просто детских?

Пожалуй, что так. Моя русскость не просто похожа на детский секрет — она была настоящим семейным секретом, как измененное на английский лад имя. Когда я была маленькой, в России все было пронизано коммунизмом, а у нас там были родственники, и мы не хотели им как-нибудь навредить. Мой дедушка, который не верил в то, что может случиться революция, умер, так и не узнав, что это произошло. Моему отцу не хотелось вспоминать о своих российских корнях, тем более что ни о каком возращении в Россию он никогда не думал. Впоследствии я смогла открыто говорить о том, что мой отец русский, я даже нашла наших родственников и с удовольствием встретилась с ними в те времена, когда поездки в Россию еще не стали обычным делом. Мне просто повезло: я попала в группу обмена между театрами и отправилась в Шекспировский тур — кажется, в 1967 году. А сейчас я знаю наверняка, что фильм, в котором я снялась, покажут в России,— и это просто фантастика!

Давайте вернемся к еде. Сами вы наверняка, как и большинство британцев, любите индийскую кухню?

Вовсе нет, но всякий раз, когда мы с мужем возвращаемся откуда-нибудь в Лондон, мы действительно в первый вечер заказываем индийский ужин. Но это просто такой ритуал.

Сама я готовить не очень люблю — зато люблю как следует поесть. Если бы я съедала все, что мне хочется, то я бы стала очень толстой — мне нравится все жареное, мучное, я обожаю свежий хлеб, у меня даже был период, когда я сама пекла хлеб каждый день! Я часто думаю, что неплохо бы как-то начать готовить больше и лучше — я обещаю себе это каждый Новый год. Я даже смотрю кулинарные телепрограммы и читаю кулинарные книги...

Но пока я очень благодарна компании Marks & Spencer, которая продает готовую еду,— в Англии у них большой выбор супов, а я жить не могу без супа.

Вы невероятно заразительно говорите о еде! Скажите, жизненная энергия — это что-то врожденное?

Нет, жизнелюбие, жизненную энергию можно и нужно добывать и самой. Главное — найти источник, чтобы было от чего заряжаться. Вот все не зря хвалят спортзалы!

Завтра же пойду в спортзал!

О, я тоже люблю все откладывать на завтра! А еще лучше на следующую неделю, когда дел будет поменьше.

Разве может такое говорить дама — командор ордена Британской империи?! (Хелен Мирен получила звание командора за главные роли в картинах "Елизавета I" (2005) и "Королева" (2005).— W.) Вы не просто не похожи на человека, который откладывает что-то на потом,— вы и ошибок, кажется, не совершаете!

Я совершила в жизни несколько ошибок — и, безусловно, до сих пор их делаю. Это очень типично — делать ошибки, а потом пытаться их исправить.

Расскажите о своей героине — какая она?

Мадам Мэллори — типичная француженка, вернее, типичная француженка в представлении англичан и американцев. То есть она очень уверена в себе, гордится своим происхождением и считает, что все французское, и в первую очередь, конечно, французская культура,— лучшее в мире. К тому же она еще и хозяйка ресторана, а они обычно одержимы своей работой. Ее ресторан уже выиграл одну звезду Мишлен — значит, теперь ей нужна вторая.

А вы одержимы своей работой?

В молодости я точно была одержима своей работой и я была большой идеалисткой. Но у меня это прошло с возрастом, слава богу. Вообще же, боюсь, одержимость имеет свойство возрастать с годами, и она очень опасна, особенно в сочетании с идеализмом. Это страшно истощает и опустошает, и в результате вы вынуждены бросить все хотя бы на время, чтобы не сойти с ума.

Наверное, еще и поэтому я люблю провинцию — там меньше шансов заразиться этой всеобщей одержимостью. Мне нравится бывать в больших городах, но жить я люблю в маленьких.

Но в маленьких городах очень ограниченный круг общения. Разве вы не устаете от этого на съемках? Или вы относитесь к этому так же, как все актеры, которые говорят: "Мы жили как в большой дружной семье". Вы можете это сказать про съемки "Пряностей"?

Да, могу: "Мы жили как в большой дружной семье". (Смеется).

Актеры очень легко сходятся друг с другом. Конечно, на съемках есть большие звезды с соответствующими их статусу трейлерами и с огромным антуражем, а есть те, у кого статус пониже. Но актерство по своей природе очень демократично.

А что вы думаете о Манише Дайале, вашем партнере по "Пряностям"?

О, Маниш станет большой звездой — причем гораздо большей, чем я.

"Пряности и страсти" в прокате с 11 сентября

Интервью: Галина Галкина

Вся лента