Фестиваль Flow в индустриальном антураже
Пространство
В Хельсинки на территории культурного центра Сувилахти (Suvilahti) прошел одиннадцатый фестиваль современной музыки и визуального искусства Flow. Кроме главного — музыкальной, гастрономической и мультикультурной составляющей — фестиваль продемонстрировал свою особенную инфраструктуру.
Рядом с этим павильоном можно поваляться в гамаке с логотипом известной финской фабрики по производству дизайнерской посуды Iittala. Узнаваемый черно-белый орнамент, как на чашках и блюдцах, украшает и тумбы, на которых можно посидеть
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Одна из девяти площадок фестиваля — сфера над амфитеатром зрительских мест, расположенных в одной из промышленных конструкций, носит название Balloon 360° Stage
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Более чем два гектара площади на территории бывшей электростанции дают возможность сидеть и лежать где хочется. В круглом старинном здании газометра сегодня зал с хорошей акустикой, где выступают музыканты-экспериментаторы
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Marimekko — чуть ли не самый узнаваемый финский бренд. Эта компания уже больше полувека производит одежду и текстиль с характерными принтами. Украшение из тканей Marimekko дает ощущение гостям фестиваля, что они в Финляндии
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Еще одна площадка — специально установленный Lumia Blue Tent. Музыка слышна и снаружи, так что можно посидеть на искусственном газоне или на лежаках расцветки, напоминающей коровьи бока и другой финский бренд — Valio
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Средовой дизайн не спорит с окружающей архитектурой, а трубы действующего предприятия являются своеобразной декорацией этого грандиозного перформанса под названием Flow
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Видеоинсталляция Аделя Абедина (Adel Abidin), визуального художника фестиваля Flow этого года. Сам он из Ирака, «живет между Хельсинки и Амманом» и является противником всяческих штампов и «навешивания ярлыков» на человека. Ему свойственно чувство юмора, он — за мультикультурализм, толерантность и неоднозначность. В этом арт-объекте художник обыгрывает известный во всем мире культовый портрет Мэрилин Монро, на котором поток воздуха из вентиляционного люка задирает ее юбку. На экране — молодой человек в движении, под звуки джаза борющийся с раздувающимся подолом мусульманской рубашки, как бы стоящий на мусорном контейнере. Выглядит забавно
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Скейт-парк на территории Сувилахти напоминает макет игрушечного города
Фото: Коммерсантъ / Елена Федотова
Несмотря на то, что этот фестиваль стал одним из самых крупных и значимых в Европе, русская речь здесь практически не слышна и среди выступающих музыкантов русских нет. Хотя в этом году один из августовских уикендов на территории Сувилахти провели более 57 тыс. зрители, а на выступления приехали больше 130 исполнителей из разных стран. Были и мировые звезды — например, американская инди-группа The National, чей концерт в России был отменен, британка Джесси Вейр (Jessie Ware), Manic Street Preachers, хип-хоп группа Outkast и др. Также выступали и малоизвестные музыканты, и представители экспериментальных направлений. В общем, полный микс современных звучаний. Соответственно, и публика была самая разная — хипстеры, живописно одетая молодежь, стайки экстравагантных сорокалетних женщин и даже весьма пожилые люди явно с хиппи-прошлым. Но удивило и порадовало другое — атмосфера полной свободы, уважительной друг к другу, без всякого проявления агрессии. Обкуренные и явно пьяные не встречались, ненавязчивым было и присутствие стражей порядка. Хотя вино и легкий алкоголь продавались. Необычным казалось и необыкновенное количество еды — на территории фудкортов Сувилахти в специально сооруженных шатрах работали "представительства" 30 городских ресторанов. Организаторы фестиваля отдали предпочтение вегетарианской кухне и блюдам, приготовленным из органических продуктов местного производства. Собственно, это в концепции Flow — соединение гастрономических и музыкальных радостей. Практически вся посуда была сделана из перерабатываемых материалов (так же, как мебель и декорации), в местах большого скопления народа расстелен искусственный газон. Все необходимые зоны — с питьевой водой, Wi-Fi, туалеты — обозначались большими белыми воздушными шарами с пиктограммами — их было видно издалека и отовсюду. Биотуалеты составляли целые улицы вокруг всей площади, отгороженные постерами с логотипами фестиваля. Для мусора предназначались специальные стойки с мешками, над которыми висели картинки с изображением того, что куда выбрасывать, то есть мусор сразу сортировался. Жестяные банки из-под напитков не раскидывались где попало, а принимались в специальных пунктах — за каждую выдавали по одному евро. И зрители со своей пустой тарой тянулись туда непрерывно. Уборщики мусора сновали тут и там с рогатыми палками — поднимать бумажки, не нагибаясь: кроме клининговой компании, на фестивале работали и волонтеры. Кстати, Flow является частью специального "зеленого" проекта городского департамента охраны окружающей среды. Не предусмотрено здесь и парковки для автомобилей — организаторы предлагают использовать экологически чистый транспорт: велосипед, Для этого средства передвижения предназначался громадный бесплатный охраняемый паркинг возле главного входа.
Само пространство бывшей электростанции Сувилахти — это две тысячи квадратных метров внутренних помещений в различных зданиях и два с половиной гектара открытого пространства. Девять промышленных зданий и конструкций построены в стилистике индустриальной архитектуры ар-нуво в начале прошлого века и создают впечатляющий антураж для фестиваля. Также здесь используются временные шатры. Среди новых объектов — скейт-парк и стена граффити, несколько лет назад признанная в Финляндии культурным достижение 2009 года.
Международный фестиваль Flow поддерживается как частными компаниями, так и Офисом по культуре Хельсинки (City of Helsinki Cultural Office) и Министерством образования и музыки Финляндии (Ministry of Education and Music Finland).