"Еще пара-тройка лет — и отечественный ритейл изменится качественно"

Экспертное мнение

Председатель совета директоров "Юлмарта", "Рив Гош", совладелец "Дикой орхидеи", "Улыбки радуги", "ОбувьКом", Dream Industries ДМИТРИЙ КОСТЫГИН в интервью корреспонденту Review ЮЛИИ ЧАЮН рассказал о том, что представляет собой концепция сети оптоклубов "Бигбокс", ждет ли Россию четвертое золотое десятилетие и будет ли развиваться рынок ритейла.

Фото: Евгений Дудин, Коммерсантъ

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, почему вы решили инвестировать в проект сети жестких дискаунтеров?

— Начнем с того, что я ушел бы от формулировки "жесткий дискаунтер". Наиболее удачное сравнение здесь было бы с лоукостером в авиаперевозках. Лоукостер никогда не стал бы летать по непопулярным направлениям, иначе он разорился бы. Точно так же оптоклубы будут торговать наиболее востребованными товарами, делая упор на небольшое разнообразие. Я считаю, что признак развитого рынка — это, упрощенно говоря, каждой твари по паре, поэтому мы не будем гнаться за мультибрендовостью, будем ближе к земле.

На данный момент у нас идет строительство на Шафировском проспекте, в апреле мы получили разрешение на строительство, планируем открыть торговый комплекс уже в декабре. Площадь зала там будет составлять 14 тыс. кв. м, а площадь всего здания — 16 тыс. кв. м. Второй оптоклуб мы откроем на Пулковском шоссе рядом с аэропортом. Всего сейчас в Петербурге у нас есть десять участков, несколько участков в Подмосковье. Такой проект требует начинать все с белого листа, с полностью сфокусированного дизайна. Строить сейчас в других субъектах РФ не будем, пока не запустим проект в Петербурге.

— Ранее Росавиация предъявляла претензии к объекту на Пулковском шоссе, опасаясь, что здания могут мешать работе радиомаяков. Как сейчас обстоят дела?

— После появления "красного света" со стороны Пулково, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поручил создать рабочую группу для тщательного изучения вопроса. Был определен список государственных институтов, в которых нам как инвесторам необходимо было провести дополнительные исследования, после чего было принято решение, вопросы сняты, разрешение на строительство получено.

Я понимаю, что это дополнительные и при этом немалые финансовые и временные затраты, но безопасность, безусловно, приоритетна.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте "Бигбокс", о количестве SKU (товарных единиц) и о том, почему у вас будут низкие цены.

— Количество SKU составит 3-4 тыс. Наша наценка будет колебаться в пределах 10-15%. Если вы возьмете наиболее распространенную схему, то увидите, что классические дискаунтеры предлагают мелкую упаковку с высокой наценкой, мы же будем давать покупателям увеличенный размер упаковки, но всего нескольких видов товаров, с низкой наценкой. Размер упаковки в два раза больше, наценка на килограмм товара в пределах 10-15%, следовательно, для покупателя это выходит заметно дешевле. Уровень цен будет как включенная сирена — невозможно пройти мимо. Формально такой подход тяготеет к private label, тем более что эксклюзивов на рынке делается немного, но мы в ближайшее время пока не планируем внедрять собственную торговую марку.

— А что будет представлять собой ваша торговая матрица?

— В Америке, например, в гипермаркете соотношение еды и промтоваров составляет 50 на 50, а иногда и 40 на 60. В России же это соотношение составляет примерно 80 на 20. Вряд ли американский формат будет востребован в России в таком виде, в котором он работает в США, но "Бигбокс" станет, так сказать, промежуточным звеном между этими двумя матрицами, драгоценной серединой.

— Почему вам интересен российский рынок ритейла?

— Мы на этом рынке много чего видели и понимаем, что выигрывать будет продуманный продукт. Я считаю, что еще пара-тройка лет — и отечественный ритейл изменится качественно. Посмотрите, как активно внедряются сейчас интернет-технологии в сферу торговли. Мне кажется, что Россию вообще ждет четвертое золотое десятилетие. Первое было во времена Горбачева, когда стали появляться кооперативы. Второе десятилетие — при Ельцине, когда началась приватизация, переход от советского рубля к российскому рублю, объявили свободу торговли. Третье золотое десятилетие идет сейчас, когда выросло новое поколение предпринимателей, которое сможет вывести рынок на новый виток, новый уровень развития. Сейчас в России столько всего сделано по сравнению с тем, что было десять-двадцать лет назад. Если вспомнить август 1994 года и сравнить его с сегодняшним днем, вы поймете, что это не просто небо и земля, а стратосфера и нижние слои литосферы. Для неискушенного наблюдателя, возможно, это был медленный процесс, но на самом деле Россия достаточно быстро стала равноправной страной в первой тройке мировых держав. Параллели можно проводить с тем же самым ритейлом. Еще десять лет назад это был присыпанный снегом контейнерный рынок, никаких крупных игроков, а сейчас это "Лента", "О'Кей", "Дикси", "Магнит". И в ближайшие годы может появиться еще несколько крупных игроков, в том числе и путем слияния. Я хочу подчеркнуть, что качественный скачок на рынке российского ритейла — от контейнерных рынков до вполне приличного уровня цивилизованных сетей — произошел всего лишь за десятилетие.

— Почему вы начинаете свой проект в Санкт-Петербурге, а не в других регионах РФ?

— Мы считаем, что с приходом Георгия Полтавченко в Санкт-Петербург инвестиционная политика города стала для всех вполне прозрачной. Губернатор и его команда работают на результат, а мы в таком подходе к вопросу инвестиций видим успешную реализацию своих идей.

Вся лента