Политика станет детским делом
В ульяновских школах вводят политинформацию
С нового учебного года в школах Ульяновской области вводятся регулярные уроки политинформации. Между тем по поводу аналогичной инициативы депутата Госдумы от КПРФ вице-спикер Госдумы Сергей Неверов заметил, что у идеи ввести в школах уроки политинформации нет шансов на поддержку. Политологи полагают, что повышение политизированности молодежи может сослужить плохую службу самой власти.
На прошлой неделе, встречаясь с губернаторским пулом журналистов, глава Ульяновской области Сергей Морозов на вопрос о путях развития регионального движения «За советскую школу» сообщил, что готовится к реализации новая инициатива. «Мы будем уделять очень большое внимание правдивости информации, которую нужно доводить до учителей и до детей. Я говорю о занятиях политинформацей. Это огромный проект, которым мы будем заниматься более серьезно в новом учебном году», — сказал губернатор. По его словам, это будет не односторонняя информация, а «некая небольшая дискуссия: что происходит и почему, почему это важно для страны». «И наша задача — помочь детям правильно разобраться и в международной, и внутрироссийской, и муниципальной информации», — подчеркнул Сергей Морозов.
Вице-премьер, министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба вчера для комментариев была недоступна, в ее приемной сказали, что министр «напрямую со СМИ не общается». Пресс-служба регионального минобрнауки пояснила „Ъ“, что на самом деле проект уже реализуется, и в некоторых школах политинформация уже проводилась. «Они организуются в формате внеклассных мероприятий или непосредственно на уроках истории или литературы — чтобы ребята знали, что происходит, это особенно было важно в связи с событиями в Крыму. В тот момент детям рассказывали об истории Крыма. Надо, чтобы дети были подкованы, знали, как относиться к тому, что говорится в новостях. А сейчас это уже будет максимально», — сказала „Ъ“ пресс-секретарь ведомства Мария Игошина. По ее словам, «политинформация будет организовываться для учеников средней и старшей школы» (5–11 классы), проводить ее будут, «как правило, учителя истории, заместители директоров по воспитательной работе или классные руководители», «это все интересно и детям, и родителям». «Определять, как трактовать те или иные события, будут сами учителя истории», — отметили в региональном минобрнауки.
Напомним, в советское время политинформация в школах если и проводились, то только в старших классах, хотя больше речь о политических событиях и их трактовке шла на уроках обществоведения.
Стоит заметить, что инициативы вернуть в общеобразовательную школу политинформацию «с целью патриотического воспитания» уже частично реализовывались и в других регионах и даже выдвигались на уровне Госдумы. Так, еще в апреле этого года глава администрации Кузнецка Пензенской области Сергей Златогорский поставил перед управлением образования задачу «проводить перед уроками политинформацию о текущем моменте в жизни города, о политической ситуации». Также в апреле по инициативе регионального отделения партии «Единая Россия» политинформацию, «чтобы донести детям позицию государства», стали проводить в школах Пермского края. Вскоре с законопроектом о введении в школах уроков политинформации выступил депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Олег Савченко. На днях с аналогичной инициативой выступил депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев, заявивший о «необходимости возрождения советских традиций в школах — например, выступлений учеников перед своими одноклассниками с докладами о политической ситуации в стране». Впрочем, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов заявил, что «у идеи ввести в школах уроки политинформации нет шансов на поддержку».
Политические партии предложение губернатора восприняли неоднозначно. Так, лидер реготделения КПРФ Александр Кругликов считает, что сама по себе политинформация в школах — «дело нужное», но опасается, что в сегодняшней ситуации она может стать инструментом влияния на детей и молодежь в интересах только одной политической силы, «когда все будут говорить детям не о том, что есть, а о том, что нужно власти». «Они нужны и в общеобразовательной школе, и в высшей школе, хотя считается, что школа вне политики. Но надо определить четкий формат таких политинформаций и сначала научить самих учителей истории говорить о фактах, а не их трактовке», — сказал господин Кругликов. Напротив, руководитель реготделения «Яблока» Николай Кислица категорически против введения политинформации в школах: «Что сначала пытались ввести в нашем многоконфессиональном регионе Закон Божий, что пытаются ввести политинформацию — это вещи одного порядка. Школа должна быть нейтральной».
В Минобрнауки РФ заметили, что не помнят, чтобы от ведомства были какие-то рекомендации о политинформациях, однако позицию министерства высказать отказались, сославшись на нехватку времени.
Президент фонда «Петербургская политика», политолог Михаил Виноградов полагает, что инициатива введения в школе политинформации ошибочна: «Во‑первых, психология школьников такова, что они подвергают в своем кругу осмеянию все, что слышат из уст педагогов и классных активистов. С другой стороны, в последние годы проявляется закономерность, что опорой власти чаще становятся аполитичные граждане, в то время как интересующиеся политикой часто более критичны. И в этом плане увеличение количества политизированных молодых людей может сыграть плохую службу и повысить критичность по отношению к власти».