Прерасходно

Профильный комитет думы не оценил дефицитный вариант бюджета

Городские власти уже второй год подряд оказались перед выбором в вопросе формирования бюджета — пойти на дефицитный вариант или продолжить многолетнюю традицию бездефицитности. Думцы заявили о высоких рисках дефицита и обратили внимание на неэффективную реализацию крупных инвестпроектов. Они выбрали приоритетом бездефицитную стратегию, но оставили администрации возможность вернуться к альтернативному варианту в случае острой необходимости и четких обоснований источников покрытия.

Вчера комитет по бюджету и налогам Пермской гордумы рассмотрел основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015–2017 год. Как и в прошлом году, администрация сразу обозначила два возможных варианта формирования городской казны на ближайшую трехлетку — с дефицитом на выполнение майских указов президента (на 2015 год и последующим покрытием в 2016–2017 годах за счет сокращения расходов и дополнительных доходов) и без дефицита. Замглавы Виктор Агеев пояснил, что динамика основных национальных макроэкономических показателей «носит стойкий убывающий характер», и перелома этой тенденции не предполагается. «В основу формирования бюджета впервые положен консервативный сценарий прогноза социально-экономического развития Перми», — уточнил господин Агеев. В то же время ориентирование на режим экономии не отменяет выполнение майских и июньских указов президента 2012 года. Именно они, по словам чиновника, остаются приоритетом бюджетной политики на ближайшие три года. Формирование доходов предполагается за счет наращивания собственного налогового потенциала, повышения собираемости налогов и неналоговых доходов, максимально эффективного использования имущества. Например, планируется повышение в несколько раз платы за размещение нестационарных торговых объектов, организация платных муниципальных парковок. Виктор Агеев добавил, что рассматривался также вариант повышения налога на имущество физлиц, однако от этой идеи решено отказаться из-за высоких социальных рисков, несоразмерных с ожидаемым результатом. Бюджет на трехлетку ориентирован на оптимизацию расходов, в частности за счет снижения затрат на содержание муниципальных казенных учреждений, повышения платы за проезд в общественном транспорте и сокращения субсидий на перевозки, ограничения авансирования муниципальных закупок и повышения качества планирования затрат инвестхарактера.

Начальник управления экспертизы и аналитики Пермской гордумы Лев Гершанок назвал предложенный вариант направлений бюджетной политики традиционным. «Вопрос о дефиците можно вынести на повестку только при условии четкого определения источников его погашения и четкого понимания того, на что мы направляем эти деньги. А иначе предложение на практике приведет к тому, что в 2016–2017 годах мы испытаем жесткий секвестр. Если говорим, что создаем искусственный дефицит только для того, чтобы заявиться на компенсацию из вышестоящих бюджетов, тогда давайте так честно и скажем», — добавил господин Гершанок. Он также выразил серьезную обеспокоенность значительным падением доходов от использования земельных участков. Выпадающие доходы из-за переоценки кадастровой стоимости он оценил в 400 млн руб. в этом году. «Многие, пользуясь несовершенством методики кадастровой оценки, идут в суд и оспаривают кадастровую стоимость. Фактически создан бизнес на понижении кадастровой стоимости», — отметил господин Гершанок, предложив совместно проработать этот вопрос с краевыми властями. Кроме того, он заявил о несовершенстве в оценке имущества, особенно при продаже арендаторам земли по преимущественному праву выкупа: «Когда приватизируем без учета участков, и стоимость становится смешной. Например, двухэтажное здание в двух минутах от Октябрьской площади (Екатерининская, 80. — „Ъ“) уходит за 91 тыс. руб.».

Господин Гершанок отдельно со­средоточился на эффективности муниципальных инвестиций. В частности, он указал на ситуацию со строительством крематория: «Сегодня мы потратили уже 130 млн руб. на возведение этого крематория. Крематория нет». При этом, по его словам, крематории есть почти во всех городах-миллионниках, «рынок довольно развитый». Он также добавил, что бизнес предлагает такие проекты за 50–55 млн руб., с учетом сопутствующей инфраструктуры — за 100–120 млн руб. А в Челябинске, сообщил он, реализован частный проект такого специфического объекта без бюджетных затрат: «Почему в Челябинске можно частный крематорий построить, а у нас нет?». В качестве другого неэффективного инвестпроекта Лев Гершанок назвал сдачу в концессию полигона ТБО «Софроны». «Сегодня есть глубокое ощущение, что те проекты, которые реализуем и которые не проходят оценку на эффективность, преемственность, не оптимальны с точки зрения затрат», — резюмировал докладчик.

Свои замечания к предложенным администрацией направлениям высказала и контрольно-счетная палата, отметив рискованность дефицитного варианта бюджета и общий декларативный характер предложений. КСП также рекомендовала разработать отдельную муниципальную программу, посвященную исполнению майских указов президента. Председатель профильного комитета Наталья Мельник констатировала, что основные направления на трехлетку ориентированы на выполнение президентских указов, но не решают стратегических задач. «К сожалению, какой-то новизны и конкретики проект не содержит», — добавил глава Перми Игорь Сапко.

Депутат Михаил Целищев поинтересовался позицией самого муниципалитета, какой вариант — с дефицитом или без — является предпочтительным. «У меня есть своя позиция как у экономиста и руководителя финансового блока. Дефицит в условиях объективно замедляющихся темпов, стагнирующей экономики и предпосылок для перехода в рецессию — вещь достаточно рискованная. В то же время есть политическая позиция — с бездефицитным бюджетом сложнее претендовать на помощь вышестоящих уровней бюджетной системы. Это вопрос скорее к думе по определению развилки», — высказался Виктор Агеев. Председатель думского комитета по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев акцентировал внимание на нереализованном проекте по строительству завода по переработке ТБО: «Планировалось снижение объема отходов в Софронах, но не сделано ничего. И каково было удивление, что в 2013 году принято решение о резервировании участка под „Софроны-2“. Это потребует 300–500 млн руб. в год. Кто принял это решение?». Свои идеи по росту доходов в городскую казну озвучил депутат Сергей Захаров: он предложил ориентироваться на опыт передовых городов, прежде всего Москвы, перейти на концессионные соглашения по дорогам и рассмотреть возможность строительства торговых комплексов на остановках.

По итогам заседания комитета большинство депутатов одобрили бездефицитный подход к формированию городской казны в качестве приоритетного. При этом администрация до 1 октября (нулевого чтения) может предложить дефицитный вариант, но с условием, что там будут обозначены конкретные направления его использования и ресурсы для покрытия.

Светлана Быкова

Вся лента