Автохлам вновь спасет автопром
Минпромторг перезапускает программу обновления автопарка
На фоне кризиса авторынка государство решилось на уже опробованную меру поддержки спроса — программу обновления автопарка, на которую бюджет выделит до конца года 10 млрд руб. Такие меры спасли авторынок в 2010-2011 годах, но сейчас автопроизводители долго не могли добиться возобновления программы. Теперь население или юрлица смогут получить скидку 50-350 тыс. руб. на любой автомобиль российской сборки, включая грузовики и автобусы. Программа должна обеспечить дополнительно продажи 170 тыс. машин, но этого не хватит, чтобы рынок остался на уровне 2013 года.
Вчера на заседании правительства Дмитрий Медведев одобрил запуск предложенной Минпромторгом "масштабной программы обновления парка автомобилей с сентября до конца этого года" для стимулирования авторынка. "При условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой автовладельцы смогут получить через производителей и их дилеров скидки при покупке новых автомобилей",— пояснил он. Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, что программа продлится с 1 сентября до конца года, бюджет выделит на нее 10 млрд руб. Эти средства взяты за счет перераспределения лимитов, выделенных Минпромторгу для господдержки других направлений. В Минфине подтвердили "Ъ", что средства "будут изысканы из имеющихся ассигнований".
По словам Дениса Мантурова, программа начнет работать "за собственный счет автопроизводителей с последующей компенсацией", средства на это "будут доводиться до субъектов РФ в виде субвенций в конце года". Регионы компенсируют автопрому издержки, получив документы, подтверждающие скидки.
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, поясняют, что "с учетом того, что регионы распределят субсидии между заводами, скидки распространятся только на машины, собранные в России". По расчетам Минпромторга, в рамках программы будет продано более 170 тыс. автомобилей. Решение о ее продлении будет принято не раньше середины 2015 года, исходя из ситуации на авторынке.
В программе будут участвовать все категории автомобилей: легковые, внедорожники, LCV, грузовики и автобусы. Скидку можно будет получить, сдав автомобиль в утилизацию или купив новый по схеме trade-in. Размер скидки будет варьироваться: например, при сдаче машины в утиль скидка на новую легковушку составит 50 тыс. руб., при схеме trade-in — 40 тыс. руб. Для внедорожников скидка при утилизации будет 90 тыс. руб., при trade-in — 75 тыс. руб., для LCV — 120 тыс. и 100 тыс. руб., для грузовиков до 4 тонн — 175 тыс. и 145 тыс. руб. Скидка для среднетоннажных грузовиков установлена на уровне 200 тыс. и 165 тыс. руб., для тяжелых грузовых машин и автобусов — 350 тыс. и 300 тыс. руб. Получить скидку смогут и физические, и юридические лица. Причем для участия в программе можно сдать любой автомобиль. "Нет разницы, сдаешь ли ты грузовик, а приобретаешь легковушку или наоборот",— пояснил господин Мантуров. Но при покупке в trade-in старой машине должно быть не менее шести лет.
Госпрограмма утилизации показала себя как очень эффективная мера поддержки спроса. Минпромторг запустил ее в марте 2010 года, после того как в 2009 году автопродажи в России упали вдвое. Изначально на ту программу выделяли 10 млрд руб., но она продлевалась и в итоге обошлась в 30 млрд руб. Но тогда скидка в 50 тыс. руб предоставлялась только физлицам, а в список моделей, на которые давались скидки, в основном попали бюджетные легковые автомобили и LCV. Основную выгоду от программы, которая завершилась в 2011 году, получил АвтоВАЗ — на его машины пришлось около 80% продаж. Но благодаря утилизации начал активно восстанавливаться весь рынок — уже на второй месяц после ее запуска рост продаж составил 20%, а по итогам 2010 года рынок вырос на 30%.
Источники "Ъ" на авторынке говорят, что "сейчас самое время запускать серьезные антикризисные меры", потому что "положение на рынке критическое". Автопроизводители давно лоббировали "утилизацию 2.0". В конце мая губернатор Нижегородской области (там находится основной завод группы ГАЗ) Валерий Шанцев обратился к Владимиру Путину с таким предложением. Но в профильных министерствах до вчерашнего дня неоднократно давали понять, что в бюджете нет средств на возобновление программ утилизации и льготных автокредитов. Российский авторынок падает с марта прошлого года, в июле, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), падение достигло 23%. АЕБ уже снизила прогноз продаж на 2014 год до 2,45 млн автомобилей, что на 335 тыс. машин, или 12%, меньше, чем в 2013 году. Таким образом, даже если программа Минпромторга обеспечит продажи 170 тыс. машин, рынок все равно вряд ли выйдет на прошлогодние объемы.
Автопроизводители восприняли запуск программы с воодушевлением. На АвтоВАЗе заявили, что "приветствуют" новые меры, которые помогут заводу "стать еще сильнее". В Ford Sollers подчеркнули, что "программа поможет поддержать рынок новых автомобилей в России" и "будет способствовать выбытию старых автомобилей". Позитивно новость воспринял и рынок: котировки АвтоВАЗа на Московской бирже выросли на 8,3%, до 10,2 руб. за штуку, КамАЗа — на 3,8%, до 35 руб. за штуку, группы ГАЗ — на 1,9%, до 530 руб. за акцию, притом что индекс ММВБ упал на 1,7%.