"Жители напряжены, очень боятся, что их будут бомбить"
Представители ДНР утверждают, что ополченцы заняли три населенных пункта под Новоазовском, в 40 км от Мариуполя. По их информации, в боях убиты более 200 военнослужащих украинской армии, уничтожены три танка, две самоходные артустановки и другая техника. В Киеве эту информацию не комментируют. Специальный корреспондент газеты "Коммерсантъ" Илья Барабанов, который находится в Мариуполе, рассказал подробности ведущей радио новостей Наталье Ждановой.
— Украинские СМИ пишут, что ополченцы уже начали подготовку похода на Мариуполь, взятия Мариуполя. Что вам на эту тему известно?
— Вполне возможно, что так оно и есть, учитывая, что линия фронта сдвинулась на расстояние 20 км к Мариуполю. В четверг как раз в ожидании того, что, возможно, город будут брать в какое-то оперативное окружение, мы ездили по северным, относительно северным районам. Места между Мариуполем и Донецком --Волноваху, Тельманово — это населенные пункты, про которые не было понятно, кто их контролирует. Но там мы не заметили ни украинских военных, ни этих так называемых ополченцев, пока, видимо, они сосредоточились в Новоазовске и, возможно, готовят оттуда какое-то следующее наступление.
— Как обстановка в тех городах, где вы вчера побывали?
— Обстановка сложная, поскольку военных нет в принципе, а понятно, что война где-то очень рядом, поэтому люди, конечно, все напряжены, очень боятся, что их будут бомбить. Это, конечно, главный страх последних дней. Пытаются каким-то образом работать, жить, не очень понимая, что будет завтра.
— Я читала, что начало учебного года у них, по-моему, сдвинули на две недели из-за опасений?
— Да, я вот точно знаю, что в одном из районов начало учебного года сдвинули на две недели — на 15 сентября. Пока не могу сказать, принято ли это решение по всей Донецкой области, это просто район приграничный, поскольку сел много, надо доставлять детей из сел в школу, нет физической возможности гарантировать безопасность.
— А что сейчас происходит в Новоазовске? Вообще можно туда въехать, что там делают ополченцы?
— Мы точно знаем, что они город заняли, в четверг дорога на Новоазовск из Мариуполя была блокирована украинскими военными, нас не пропускали, но постараемся, я думаю, мы туда еще раз проехать, найти ответы на эти вопросы.
— Я снова сошлюсь на украинские СМИ, в частности, УНИАН сообщает, что недалеко от Мариуполя зафиксированы 60 российских танков. Что-то на эту тему можете сказать?
— Я полагаю, что имеется в виду все-таки направление на Новоазовск, потому что все колонны с танками, которые можно было посчитать близкими к Мариуполю, все они были где-то там. Ни севернее, ни, тем более, западнее, не очень понимаю, где там могли быть эти танки.
— Нет, они пишут, я акцент, наверное, неправильный сделала, про российские танки.
— Понимаете, тут сложная получается история — танки пришли со стороны границы в тот же Новоазовск. В четверг мы ездили в эти северные районы. Тельмановский район выходит к российско-украинской границе. Этот район, например, контролируется, там украинская власть сидит, и в Волновахском районе тоже украинская власть. Там никакого ополчения. И вот, конечно, возникает, логичный вопрос: как танки могли оказаться около Новоазовска, если районы севернее в направлении Донецка ополчение не контролирует, каким образом вдруг около границы оказались колонны с танками этих непризнанных республик?
— Владимир Путин этой ночью обратился к ополченцам с просьбой создать гуманитарный коридор для окруженных украинских военных. Какая-то реакция уже последовала, что-то в этом направлении делается?
— Нет, честно говоря, не слышал я еще про это заявление, но если оно было ночное, значит, сейчас утром какие-то действия начнут предприниматься, тогда съездим, посмотрим.