Встреча в пути
Игорь Гребельников о выставке в Espace Louis Vuitton в Венеции
Экспозиция "Встречный взгляд на Венецию" на последнем этаже бутика Louis Vuitton изумляет элегантностью и простотой, с которой во времени и пространстве соединились работы двух художников, с разных концов света, из разных культур, да еще и отделенных друг от друга более чем полувековой дистанцией. По стенам развешана манга Хиро Танигучи, герой которой путешествует по Венеции, в деревянных витринах разложены рукотворные фотоальбомы в переплетах из дорогой ткани с фотографиями знаменитого дизайнера одежды и художника Мариано Фортуни, большую часть своей жизни прожившего в Венеции. Прошлое и настоящее, взгляд изнутри и снаружи, черно-белый глянец фотоснимков и яркий колорит манга, а еще картины Фортуни с видами Венеции — все это настраивает на особенное восприятие города, переполненного туристами.
У выставки совершенно конкретный повод: она приурочена к выходу очередного "Путеводителя Louis Vuitton", на сей раз посвященного Венеции. Эти путеводители не похожи ни на одни другие, они — настоящий сюрприз для читателей, но в первую очередь для самих авторов, известных художников, которым предлагается рассказать историю в картинках о городе, где они не бывали прежде. Так, благодаря этой серии мы можем увидеть Вьетнам глазами итальянца Лоренцо Матотти, Париж в исполнении конголезца Шери Самбы, Нью-Йорк, нарисованный французом Жаном Филиппом Деломмом.
Один из лучших альбомов манга Хиро Танигучи — "Далеко по соседству" (A Distant Neibourhood, 1998) — посвящен путешествию: его герой возвращается в детство, в деревню, где родился и вырос. Это трогательное возвращение в 2010 году даже удостоилось экранизации немецким режиссером Сэмом Гарбарски. Собираясь в Венецию, Танигучи изучил ее по путеводителям и фотографиям, но был удивлен, насколько город оказался больше, чем он его себе представлял. Это чувство знакомо путешественнику, впервые плутающему по узким улицам и многочисленным мосткам. Таким себя чувствует и герой манга-истории Танигучи. Вот он бродит по лабиринту улиц, позирует на Сан-Марко или у ворот Арсенала, смотрит на Гранд-канал. На тех рисунках, где его нет, есть город его глазами, и это зрелище под стать акварелям Каналетто, позволяющим в деталях изучить Венецию XVIII века. Когда-нибудь городские пейзажи Танигучи станут источником знаний о Венеции начала XXI века: туристы, высунувшиеся из окна отеля; регата на Гранд-канале; отдыхающие на пляже в Лидо; белье на веревках, перекинутых через улицу; грандиозный вид на город и лагуну с высоты кампанилы Сан-Марко и, наконец, величественная панорама Венеции, увиденная сверху, в которой мало что изменилось со времен Каналетто, разве что так высоко прославленный венецианский пейзажист не забирался. Что-то Танигучи зарисовывал с натуры, что-то по фотографиям, сделанным во время поездки, эти рисунки сложились в красивую историю, которая зачаровывает именно в альбоме.
Нечто подобное осуществил в 30-40-е годы прошлого века Мариано Фортуни, венецианец с испанскими корнями, знаменитый дизайнер одежды (в его без преувеличения культовом платье Delphos, вдохновленном древнегреческой скульптурой, модницы красовались вплоть до 70-х годов) и вообще мастер на все руки. Палаццо Фортуни, хорошо известное гостям Венеции по громким выставкам (осенью там откроется экспозиция, посвященная маркизе Казатти), было одновременно и домом, и мастерской, где он создавал одежду, скульптуры, писал картины, проявлял фотографии, собирал их в изысканно переплетенные альбомы. Эти альбомы, собранные явно для себя и гостей дома, впервые показывают широкой публике, как и сами фотографии с видами Венеции, ставшей для Мариано Фортуни не только местом, где он достиг признания, но и подлинным источником вдохновения. Десятки импрессионистских полотен, украшающие стены палаццо,— источник знаний о Венеции первой половины ХХ века. Его увлечение фотографией было профессиональным: он начинал с клиенток ателье в платьях своего дизайна, позже устремил объектив на палаццо, площади и каналы, кропотливо выбирал ракурсы, порой недоступные художнику с мольбертом.
Фотографируя или рисуя Венецию, трудно избежать повторов, именно поэтому жанр альбома дает больше возможностей представить один из самых фотогеничных городов в мире. Этот жанр практически неисчерпаем, что и демонстрируют снимки Мариано Фортуни и рисунки Хиро Танигучи.