В блеске бриллиантов
Анна Минакова о 140-летии Piaget
В нынешнем году Piaget отмечает свое 140-летие. Хотя Жорж Эдуард Пьяже и начал свое дело в далеком 1874 году, оформилось оно в уникальную ювелирно-часовую компанию с узнаваемым стилем много позже. Вначале мастерская Пьяже в Ла-Кот-о-Фе, как и многие в то время, специализировалась на деталях часов, поставляемых третьим компаниям, в 1910-м стала производить готовые часы, но тогда еще на условиях анонимности — на циферблатах моделей гравировалось имя клиента. И только в 1940-х, спустя шесть десятилетий существования компании, Пьяже начинал подписывать собственные творения.
Настоящая революция произошла в 1956 году — тогда Пьяже представил первый механизм толщиной 2 мм (калибр 9Р). Собственный калибр позволил фирме как утвердиться в сегменте мужских часов, так и занять сильные позиции в мире часов женских — ультратонкость механизма открыла безграничные просторы для декоративных экспериментов.
В 1959 году на женевской рю Дю Рон, 40 открылся первый фирменный магазин Piaget — и это еще одно значимое в истории фирмы событие. Все начиналось с простого правила "спрос рождает предложение": клиенты, приобретавшие часы, интересовались ювелирными украшениями, подходящими к ним. Piaget просто закупали готовые изделия мастеров из Франции, Италии и Германии и ставили на них свое клеймо.
В следующем десятилетии триумфальное восхождение Piaget на ювелирно-часовой олимп продолжилось. В 1960 году фирма представила новый механизм-рекордсмен — калибр 12Р с автоматическим заводом (толщина 2,3 мм), чуть раньше — еще в конце 1950-х — сделала громкое заявление о том, что отныне корпуса часов будут изготавливаться только из благородных металлов. Ювелирное направление пошло навстречу часовому: Пьяже приняли решение отказаться от приобретения готовых изделий и перейти к размещению заказов на украшения. В 1964-м были представлены первые часы с циферблатами из поделочного камня. Слияние часового и ювелирного направления в единую вселенную Piaget связано с именем представителя четвертого поколения семейного бизнеса Ива Пьяже. Именно он, вооружившись дипломом инженера часового производства невшательского института и дипломом геммолога лос-анджелесского института, решил вывести создание украшений — а с ним и ювелирных часов — на новый уровень. Он не просто заказывал изделия, он сам работал над макетами и искал независимые мастерские, способные реализовать ту или иную идею. Еще в 1961 году были приобретены первые ювелирные мастерские, а к 1974-му открыты и мастерские Prodor, занимающиеся изготовлением корпусов, браслетов и закрепки камней. Оформились не только техники, которые и сегодня остаются изобретениями Piaget, выкристаллизовался стиль — эксцентричный, как сами 1960-е, построенный на сложных формах, использовании непривычных тогда поделочных камней в часах и украшениях высокого класса. С Ивом Пьяже сотрудничал Дали — в 1967 году вместе они создали серию часов и украшений с Dali d'Or — именной золотой монетой Дали, имевшей четыре номинала и выпущенной небольшой серией. Арман изготавливал для Piaget скульптуры из золота и розового дерева. В 1970-х соавтором специальной версии часов для себя стал и Энди Уорхол.
В 1980-е на смену сюрреализму, новому реализму и поп-арту в истории Piaget пришел романтизм: роза — новый символ, опять же внедренный Ивом Пьяже. Он увлекался цветоводством, а в 1982 году удостоился именной розы "Ив Пьяже". Роза стала главным мотивом "Волшебных садов Piaget", а вслед за этим и внушительного списка коллекций.
В год 140-летия фирма решила "вспомнить все" — и создававшиеся с 1950-х тонкие корпуса и механизмы, и фирменные приметы стиля Piaget 1960-1970-х, и розу, и свежие изобретения XXI века.
Дань уважения розе — представленная в январе ювелирная коллекция Rose Passion, в которой главную роль играли парадный стиль ампир и редкие крупные драгоценные камни. Тогда же в январе представили и часы, поставившие новый рекорд в области ультратонких,— Altiplano 900P 38 mm c ручным заводом, толщиной 3,65 мм. Самой интересной из женских часовых премьер января стала Blooming Rose с вращающимся ободком циферблата, открывающим разное количество лепестков,— это продолжение славной традиции "игровых часов" 2000-х.
Но все же главной юбилейной коллекцией стоит признать Extremely Piaget, объединившую ювелирные изделия и часы. Это дань уважения 1960-1970-м с уникальными техниками работы с золотом, поделочными камнями, мириадами бриллиантов огранки "маркиза". А главное — целым рядом часов-украшений: браслетов-манжет и часов-подвесок.
До конца юбилейного года у Piaget остается еще несколько месяцев, и судя по скорости, фирма не остановится на этом параде эпох и стилей и ближе к концу года подготовит еще какой-нибудь сюрприз.