Что будет с курсом

1.Что будет с курсом рубля?

В своем прогнозе на август мы отметили следующее. Доллар в июле подорожал почти на 5%, достигнув 35,62 руб. При этом значительную роль сыграл отток капитала c российского рынка акций. Игроки на этом рынке особое внимание обратили на повышение российским ЦБ процентной ставки сразу на 50 базисных пунктов и сочли, что это должно отрицательно сказаться на биржевых котировках.

При этом игроки на валютном рынке явно исходили из того, что ЦБ будет считать, что ослабление национальной валюты вызвано объективными причинами вроде оттока иностранного капитала, а не игрой спекулянтов на понижение. Российские власти также отмечали, что ослабление национальной валюты является фактором ограничения импорта, делая более логичной политику импортозамещения, и это может ускорить российский экономический рост. В итоге мы предсказали, что ситуация на валютном рынке в августе останется не в пользу рубля и доллар окажется дороже 35 руб.

Именно так и случилось. Днем 28 августа курс доллара доходил до 36,8 руб.

При этом игроки на российском валютном рынке рассуждали о геополитической напряженности в связи с ситуацией на Украине и необходимости покупать доллары как безопасный актив.

Ясно, что в сентябре все эти рассуждения продолжатся. При этом ослабление рубля российские власти по-прежнему могут рассматривать как элемент политики импортозамещения и стимулирования экономического роста. Правда, российские граждане в такие подробности обычно не вдаются и рассматривают резкое ослабление рубля как повод для беспокойства о состоянии экономики в целом.

Наш прогноз: в сентябре рубль останется слабым, доллар будет стоить дороже 35,5 руб.

2. Что будет с российскими ценами?

Наш прогноз на август звучал таким образом. В июле потребительские цены выросли на 0,5%, с начала года рост составил уже 5,3% (в 2013-м в июле цены выросли на 0,8%, c начала года — на 4,4%). Таким образом, в годовом исчислении (июль к июлю) инфляция в этом году достигла 7,5% (в прошлом году было 6,5%). Ясно, что продавцы были впечатлены июльским ослаблением рубля не меньше покупателей, только пока не успели отразить его в ценах. В любом случае цены в России растут быстрее, чем в прошлом году. И продавцы всегда могут сослаться на инфляционную инерцию — всем очевидно, что, несмотря на первоначальные планы властей, инфляцию замедлить не удается.

Поэтому в связи с инерцией и курсом рубля цены в августе в России вырастут на 0,3%.

Окончательные итоги месяца еще не подведены, но наш прогноз можно считать сбывшимся, так как по состоянию на 25 августа цены с начала месяца выросли уже на 0,2%. С начала года российская инфляция составила 5,5% (в августе 2013-го цены выросли на 0,1%, а с начала года инфляция тогда составляла 4,5%).

При этом в нынешнем августе больше всего подорожали куры охлажденные и мороженые — на 3,6% (с начала года их цена выросла на 19,2%). Имело место подешевение плодоовощной продукции: цена на огурцы снизилась на 9,5%, а на капусту — на 15,8%.

Ясно, что на цены сейчас влияют и инфляционная инерция, и снижение курса рубля. Как всегда, в связи с ослаблением национальной валюты в России дорожают не только импортные товары, но и товары внутреннего производства, так что в данном случае политика импортозамещения с ценовой точки зрения имеет некоторую специфику.

Россия продолжает значительно опережать индустриальные страны с точки зрения роста цен. В еврозоне главной проблемой сейчас считается чрезвычайно низкая инфляция — в годовом исчислении она составляет всего 0,4%, в то время как ориентиром ЕЦБ являются 2%. Предполагается, что низкая инфляция в еврозоне может перейти в дефляцию, что затруднит экономический рост и обслуживание внешнего долга.

Наш прогноз: в связи с инфляционной инерцией и слабым рублем цены в сентябре в России вырастут на 0,4%.

3. Что будет с мировыми ценами на нефть?

В своем прогнозе на август мы отмечали, что июль оказался не очень хорошим месяцем для нефтяных цен: он начался с $111 за баррель североморской Brent, а закончился $106. В начале месяца игроки на мировом нефтяном рынке ссылались на то, что боевые действия в Ираке скажутся на состоянии нефтяного предложения в мире. К концу месяца они рассуждали о том, что западные санкции против России могут сказаться на поставках российской нефти. Но, так как пока эти санкции на нефти не отразились, цены в конце месяца продолжили свое падение.

Важнейшее значение игроки на мировом нефтяном рынке придавали действиям американской ФРС и судьбе доллара. При этом они указывали на продолжающееся сокращение программы покупки ФРС американских гособлигаций, а также облигаций, обеспеченных залогом недвижимости, что, по их мнению, свидетельствовало о том, что в ближайшее время она будет окончательно свернута. А значит, на мировом рынке окажется меньше свеженапечатанных денег и мировые финансовые рынки (а к ним относится и рынок нефтяных фьючерсов) не могут находиться в таком уж блестящем состоянии, тем более что к концу июля курсы акций в мире падали. И прогноз был таким: так как в июле спекулянты относились с нефти с осторожностью, в августе баррель Brent не будет дороже $110.

Именно так и случилось: 28 августа за баррель Brent давали всего $102.

Игроки на нефтяном рынке рассуждали о том, что в США, являющихся крупнейшим импортером нефти в мире, запасов нефти предостаточно, а спрос невелик из-за проблем с экономическим ростом.

Наш прогноз: так как цены на нефть падали уже длительное время и спекулянты к этому привыкли, в сентябре баррель Brent не будет дороже $106.

4. Что будет с курсом доллара к евро?

В своем прогнозе на август мы писали следующее. Июль начался с роста курса доллара: валютные спекулянты рассуждали о том, что он должен быть силен, так как безработица в США падает, а значит, американская ФРС может повысить процентную ставку скорее, чем ожидалось. Кроме того, они обращали внимание на то, что ФРС уже в несколько приемов сократила свою программу покупки облигаций за свеженапечатанные деньги c $85 млрд до $35 млрд в месяц. Следовательно, кредит в США подорожает — если не в результате действительного повышения кредита, то в результате сокращения программы покупки облигаций. Между тем глава ЕЦБ Марио Драги в начале июля в очередной раз отметил, что его банк повышать процентную ставку не будет.

В итоге валютные спекулянты вспомнили классическую теорию, согласно которой сравнительная стоимость валют разных стран определяется процентной ставкой в этих странах. Чем выше эта ставка в той или иной стране, тем больший доход приносит вложение денег именно в ее валюту. Месяц закончился курсом евро $1,33. Таким образом, доллар за июль подорожал сразу на 2,2% — наибольший месячный прирост с февраля 2013 года. И наш прогноз заключался в том, что июль принес игрокам на повышение курса доллара такие прекрасные результаты, что в августе евро не будет стоить дороже $1,35.

Так и случилось: 28 августа евро стоил $1,32. При этом игроки на валютном рынке в конце месяца обсуждали вероятность того, что ЕЦБ смягчит свою валютную политику. Также они отмечали, что слабый евро препятствует тому, чтобы в еврозоне началась дефляция, мешающая экономическому росту.

Наш прогноз: так как валютные спекулянты привыкли к слабому евро, в сентябре он не будет стоить дороже $1,4.

Эксперты

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Павел Медведев, финансовый омбудсмен:

1. Рубль обесценивается, и появляется много желающих купить иностранную валюту. Надеюсь, что обесценивание рубля будет некатастрофичным, то есть в сентябре колебания окажутся на уровне 36-36,2 руб. за доллар.

2. Если мы продолжим санкции против себя, то годовая инфляция перепрыгнет через 10%. Но на 20% цены не вырастут. В сентябре будет достигнуто некое равновесие.

3. До конца года нефть будет стоить порядка $100 за баррель. Нефть сейчас сильно зависит от политики правительств, которые хотят постепенно уходить с российских энергоносителей.

4. Соотношение доллар/евро останется на прежнем уровне, здесь разногласий нет.

Фото: PhotoXpress

Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития:

1. Соотношение будет близко к текущему — около 36 руб./$. Риск ослабления рубля я вижу только к середине четвертого квартала.

2. Инфляция вернется на рубежи июньско-июльской и составит 0,4-0,5%. В августе продовольственной дефляции не получилось. А в сентябре начнется давление на цены от встречных санкций.

3. На Urals цена будет чуть выше $100 за баррель. В целом тенденция на понижение, если не будет ухудшения ситуации с Ираком.

4. Мне кажется, соотношение будет находиться около текущего значения — $1,32/€.

Фото: Вадим Коновалов, Коммерсантъ

Олег Казаковцев, член комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам:

1. Возможна коррекция с текущих 36 руб./$ в сторону ослабления на 5-7%. Население продолжает приобретать доллары.

2. Инфляция будет не сильно отличной от нулевой за счет обычной для августа-сентября ситуации. И никакого скачка инфляции от эмбарго пока не ожидается.

3. Цена на нефть останется на текущем уровне — примерно $102 за баррель. Никаких серьезных предпосылок для изменений я не вижу.

4. В соотношении доллар/евро тоже не вижу предпосылок для серьезных колебаний. Оно останется примерно на уровне $1,32/€.

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компании ФБК:

1. Рубль будет ослабевать, но ниже 37 руб./$ он вряд ли опустится. Усиливается макроэкономическая слабость российской экономики. Плюс высокие геополитические риски и тенденция к снижению цены на нефть.

2. Сентябрьская инфляция традиционно выше августовской (0,2-0,3%). Но в этом году она будет и достаточно высокой для этого месяца — где-то в районе 0,5%, а то и выше. Скажется ослабление рубля, но по влиянию с ним соперничают и наши антисанкции.

3. Цена нефти марки Brent рискует опуститься ниже $100 за баррель. Психологически это очень важный рубеж для российской экономики.

4. Доллар будет постепенно усиливать свои позиции. В сентябре соотношение евро/доллар будет колебаться вокруг $1,3/€.

Вся лента