Время полета

Приборы

Современные часы прошли столетний период эволюции от наручных, просто отмеряющих время, до полноценных радиопередатчиков, спасающих жизни.

Инженеры Breitling оснастили часы Emergency микропередатчиком, работающим поочередно на двух разных частотах

Фото: BREITLING

История часового дела неразрывно связана с человеческими желаниями летать, погружаться глубоко в воду, достигать скорости звука. Каждое из этих неуемных стремлений давало часовщикам очередной вызов: как сделать так, чтобы часы смогли измерять скорость движения, как заставить их не лежать в маленьком кармашке жилета, как это было принято еще в конце XIX века, а находиться в нужный момент перед глазами, да и вообще, как сделать так, чтобы они не просто точно констатировали текущее время, но и выполняли другие не менее полезные функции. Расцвет сотрудничества часовых дел мастеров и авиаторов начался в самом начале ХХ века и продолжается до сих пор, а механизмы, участвующие в этом взаимовыгодном многолетнем сотрудничестве, продолжают совершенствоваться.

Все началось с 1904 года, когда для бразильского воздухоплавателя и экспериментатора Альберто Сантоса-Дюмона, известного тем, что на усовершенствованном дирижабле в 1901-м он сделал несколько кругов над Эйфелевой башней, были придуманы массивные квадратные часы. Носить их можно было на запястье, что в новых условиях стремительно развивающегося мира было ценно: исчезла необходимость тянуться в карман, чтобы узнать текущий час. Да и одежда исследователей и покорителей воздушных пространств уже сильно отличалась от костюма-тройки праздных прожигателей жизни и конторских служащих, приобретая постепенно спортивный внешний вид. С развитием авиации пилоту нужны были не только часы, но и в принципе точные приборы, сообщающие, к примеру, о набранной высоте или скорости.

С разработки таких измерительных единиц начался новый виток истории швейцарской мануфактуры Breitling, основанной в Сент-Имье в 1884 году. В 1930-1940-х годах компания стала поставлять измерительные приборы для военной и гражданской авиации, а в начале 1950-х появилась серийная модель наручных часов Breitling Navitimer, предназначенная для пилотов и оснащенная тахиметрической и круглой логарифмической шкалой, а также секундным, минутным и часовым счетчиками хронографа. Особую версию этих часов выпустили к полету в космос астронавта Скота Карпентера в 1962 году: по его просьбе часовая шкала была проградуирована не 12, а 24 метками. Она была необходима, чтобы в космических условиях иметь представление о времени суток.

Еще в 1930-х пилотские часы отличались циклопическими размерами в силу того, что в них по-прежнему использовался механизм карманных часов, а также объемной заводной коронкой, чтобы ей было удобно пользоваться в перчатках, и крупными флуоресцентными метками. В лимитированных сериях такие заметные часы теперь время от времени выпускает швейцарская мануфактура Zenith. Их Pilot Type 20 в 48-миллиметровом корпусе лишний раз напоминают об истории марки, вплотную связанной с авиацией: от строительства профессиональных приборов для кабины самолета до наручного обмундирования гражданских и военных пилотов. Но на этом дело не окончилось. Два года назад марка отправила свой хронограф El Primero Stratos Flyback Striking 10th вместе с Феликсом Баумгартеном в стратосферу и успешно опустила на Землю. Ни часы, ни Феликс, выпрыгнувший с высоты более 39 км, не пострадали. Некоторые марки не имеют прямого отношения к самолетам, но умелый дизайн делает их похожими на те, что практически родились в кабине пилота. Такие, к примеру, квадратные модели Bell & Ross.

К середине прошлого века часы стали выглядеть миниатюрнее, уменьшившись в диаметре и толщине, а функций стали выполнять несоизмеримо больше. Настоящей наручной измерительной лабораторией и радиостанцией, благодаря которой появилась возможность посылать сигнал бедствия из любой точки на планете и вызывать помощь, стала модель часов Emergency той же мануфактуры Breitling. Они позиционируются маркой как часы для спасения жизни. Их 51-миллиметровый корпус оснащен механизмом с микропередатчиком, поочередно работающим на двух разных частотах. Каждые 50 секунд в течение 0,44 секунды он передает первый цифровой сигнал на частоте 406 МГц, предназначенной для спутников, и каждые 2,25 секунды в течение 0,75 секунды он передает второй аналоговый сигнал на частоте 121,5 МГц для поисковых и спасательных служб. Встроенная система антенны отличается простотой в использовании. Две выдвигающиеся секции помещаются в нижней части часов и разворачиваются вручную на обратной стороне корпуса. Развертывание антенны автоматически активирует передатчик. Для этого нужно отвинтить и снять крышку основной антенны на правой стороне корпуса. Вопрос энергии также был немаловажным элементом при разработке часов Emergency. Предписания системы Cospas-Sarsat особо требовали, чтобы маяк мог передавать сигнал при температуре -20°C. Инженерам Breitling удалось сделать так, что эти часы с успехом стали работать и в холоде, и в палящих лучах солнца. Подобные часы, к примеру, уже спасли в январе 2003 года жизнь двух британских пилотов, чей вертолет потерпел крушение в Антарктике.

Пилотские часы теперь выполняют огромное количество функций: это и часы-спасатели, и часы-приборы, точно отмеряющие доли секунды и дающие представление о пройденном расстоянии и скорости. Для непрофессионалов же они по-прежнему остаются единственными настоящими мужскими часами, гордо смотрящими на мир с запястья.

Александр Щуренков

Вся лента