"Главная угроза для нас — будущее энергетической кооперации с Евросоюзом"
Константин Симонов о поставках газа на Украину
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, обозреватель еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Мясников и заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН Василий Богоявленский обсудили с ведущим "Коммерсантъ FM" вопросы энергетической безопасности, перспективы поставок газа на Украину и пути решения территориального конфликта в Арктике.
"Мы претендуем в Арктике на то, что исторически наше"
— Арктика — это, в первую очередь, суша. Это гигантские территории, там добываются огромные объемы углеводородов. Мы первыми открыли арктическое месторождение. Следом уже были открыты месторождения на Аляске. Добычу мы начали раньше, чем все другие страны. Второе место занимают Соединенные Штаты. Мы добыли в Арктике в три раза больше углеводородов, чем все другие страны вместе взятые. Миллер не зря сказал, что мы готовы поделиться с США опытом добычи углеводородов в Арктике.
"Самый больной вопрос для всех арктических стран — шельф"
— Шельф признается принадлежащим государству только в том случае, если он продолжает геологическое образование, уже являющееся частью страны.
"Канада совершает стратегическую ошибку в Арктике"
— Арктика — регион, который до конца не изучен. Это очень непростой регион для добычи полезных ископаемых. Существующие проекты по бурению пока либо малы, либо только-только начинаются. Но, безусловно, это очень серьезный регион, большая кладовая. Огромный кусок Арктики является ничейной территорией. Есть два пути: либо арктические страны договариваются и делят ее между собой, либо начинают скандалить и угрожать друг другу оружием. При втором варианте подтянутся другие игроки, Китай, например, которые скажут, что это общечеловеческое достояние, и начнут укреплять свое присутствие там.
"Европа не хочет брать на себя ответственность за транзит газа через Украину"
— Мы не должны бесплатно поставлять газ на Украину. Теперь мы пошли на коммерческие уступки. Мы проявили финансовое здравомыслие. Однако не понятно, способна ли Украина платить $385. Надо подождать, потому что пока у Украины нет денег заплатить за долги, которые уже есть. Транзит в Европу нам нужно сохранять, нам нужно за это бороться. Это вопрос наших отношений с Евросоюзом. Я не разделяю точку зрения о том, что надо плюнуть в лицо Европе.