Последний из «Татар»
Завершено уголовное дело криминального авторитета
В Верховный суд Татарстана передано уголовное дело бизнесмена Мунира Хабибуллина, который, по версии следствия, являлся лидером крупного организованного преступного сообщества (ОПС) «Татары». Сообщество разоблачили в 2003 году, 29 его участников были осуждены за многочисленные убийства. Господин Хабибуллин тогда скрылся и был задержан лишь через девять лет. Сыщики предполагали, что он покинул пределы РФ, но оказалось, что все это время он спокойно жил в соседней Чувашии, где вел нефтяной бизнес. Свою вину Мунир Хабибуллин признал частично.
О передаче дела в суд сообщило следственное управление (СУ) СКР по Татарстану. 43-летнего Мунира Хабибуллина СУ СКР обвиняет в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ («Создание преступного сообщества»), ст. 209 УК РФ («Бандитизм»), ст. 126 УК РФ («Похищение человека»), ст. 105 УК РФ («Убийство»), ст. 327 УК РФ («Использование заведомо подложного документа»).
«По версии следствия, Хабибуллин являлся одним из организаторов преступной группировки города Нижнекамска “Татары”»,— сказано в сообщении ведомства. Согласно материалам дела, он причастен к похищениям и убийствам преступных авторитетов в ходе конфликтов.
ОПС «Татары» появилось в Нижнекамском районе республики как молодежная группировка в середине 1980-х годов. В 1990-х годах в арсенале сообщества, насчитывавшего порядка 200 боевиков, имелись гранатометы, пистолеты, автоматы, ручной пулемет, обрезы, взрывные устройства. ОПС контролировало нижнекамские коммерческие структуры и рынки, занималось хищениями продукции местных химических предприятий, а также нефти с помощью врезок в нефтепроводы. Под его влиянием находились местные ОАО «Нижнекамскнефтехим» и «Нижнекамскшина».
По данным следствия, Мунир Хабибуллин вступил в ОПС в двадцатилетнем возрасте в начале 1990-х годов, ему удалось занять лидирующие позиции и со временем влиться в костяк группировки. Один из инкриминируемых ему эпизодов относится к началу 2003 года, когда были похищены и убиты «коронованный» в Казани в 2000 году вор в законе по кличке Пчела, а также нижнекамский криминальный авторитет Бобер. Незадолго до этого на одного из лидеров «Татар» по прозвищу Сухой было совершено покушение, в ходе которого он был ранен, а его водитель-телохранитель погиб. Согласно материалам дела, Мунир Хабибуллин и его сообщники заподозрили в организации покушения другого участника ОПС по прозвищу Ара, который в последнее время стал претендовать на единоличное лидерство. Не исключалось, что к выполнению заказа могли быть причастны его хорошие знакомые Пчела и Бобер. На самом деле Ара был ни при чем — по некоторым данным, Сухой поплатился за то, что опрометчиво попытался взять под контроль организатора известной кровожадной набережночелнинской банды Эдуарда Тагирьянова (сейчас отбывает пожизненный срок), который строил в Нижнекамске казино «Парадиз». Тем не менее со знакомыми Ары, по данным СУ СКР, было решено разобраться.
Пчелу похитили в январе 2003 года — затолкали в машину, когда он вышел из своего дома по каким-то делам, привезли в частную баню в деревню Дмитриевка Нижнекамского района, где избивали и требовали сознаться в покушении. Не добившись признаний, его задушили, обмотав голову скотчем, а труп утопили в проруби в реке Кама. В феврале 2013 года та же участь постигла Бобра, которого «татары» похитили, переодевшись в форму бойцов ОМОНа.
Аресты членов сообщества начались летом 2003 года. 29 участников ОПС в 2007 году за убийства 13 человек, пять покушений и шесть похищений людей были приговорены к длительным срокам. С началом арестов господин Хабибуллин скрылся, его объявили в международный розыск, заочно обвинили и арестовали. Задержали его в конце 2012 года, но не где-нибудь за границей, а в соседней Чувашии. По данным правоохранительных органов, он все это время проживал в городе Ядрин по поддельному паспорту на имя уроженца Республики Коми Василия Михайлова, обзавелся семьей и был известен как владелец местной базы по переработке нефтепродуктов.
По данным СУ СКР, авторитетный бизнесмен свою вину признал лишь частично, но ведомство не уточняет в чем именно.