"Силы рассчитывать надо"
Игорь Юргенс в ожидании новых санкций
В конце минувшей недели Европа оживленно обсуждала очередной пакет санкций в отношении России — уже третий с конца весны
Первый санкционный "залп" — майский — "Огоньку" комментировал глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Заголовок того интервью — "Ягодки могут появиться после 25 мая" ("Огонек" N 19) — увы, оказался пророческим.
— Игорь Юрьевич, ваши худшие опасения, высказанные в мае в отношении санкций Запада, сбываются?
— Скажем так: они продолжают сбываться. Ведь мы говорили, что санкции сделаны таким образом, что идут по нарастающей, и если они в какой-то части не срабатывают так, как хотелось бы их организаторам, те всегда могут их усилить. Резерв есть. Сначала санкции против России были персональными, потом стали секторальными, теперь, похоже, воплотят в себе обе линии. Мое мнение в оценке ситуации расходится с официальным. Я не считаю, что санкции ЕС и США — это "уколы", "точечно", "никакого урона не несут", "Европа сама страдает от них". Эта пропагандистская мишура явно рассчитана на массового потребителя. Возможно, в информационной войне это и правильный ход, но он имеет мало отношения к экономической реальности. Судя по данным, получаемым мною из российских банковских и страховых компаний, от малого и среднего бизнеса, просто от потребителей, санкции начинают чувствоваться. При этом речь не идет о финальной стадии, которая начнется, когда и если участие Росси в конфликте на Украине станет открытым и официальным. Что называется, следим за событиями...
— Можно назвать примеры, какое влияние на российскую экономику оказали уже принятые Западом санкции?
— Идет замедление экономического развития, Россия входит в рецессию. Конечно, виной тут не только санкции — таков экономический цикл, но санкции этот процесс ускорили. Как сказал Игорь Сечин, крупным госмонополиям "нужны триллионные средства" из бюджета, они с трудом обслуживают свой внешний долг. Ведь в ближайшие полтора года выплаты российских заемщиков по внешним займам должны составить больше 200 млрд долларов. Возникли трудности с получением новых технологий и средств из-за рубежа, а значит, невозможно развитие больших инвестиционных проектов. Идет сжатие потребительского спроса, повышение цен и падение рубля. Все это тревожные признаки. Экономика России большая по объему и пока со всем этим справляется, но, по подсчетам экономистов, если цена на нефть (которая вместе с газом приносит более половины доходов бюджета) опустится ниже отметки в 100 долларов за баррель, отечественная экономика подойдет вплотную к пределу своей прочности. Уже потому, что сильнейшее испытание ожидает в первую очередь социальные обязательства государства — перед бюджетниками, наукой, культурой, здравоохранением, армией. Эти статьи расходов придется секвестировать, одновременно усиливая самый непроизводительный из всех секторов экономики — ВПК. Так что и нынешних санкций достаточно, чтобы осложнить движение нашей экономики.
— Вы верите, что третий пакет санкций будет?
— Он неизбежен, если российское военное присутствие на территории Украины будет расширяться. Официально утверждается, что российских военнослужащих на Украине нет. А по другим данным, есть. Интернет-ресурсы сообщают уже об увеличении числа российских военных в Ростовской области, а также в самой зоне конфликта. Несколько пленных российских десантников дали интервью украинским СМИ, растиражированное на Западе. То есть российское присутствие для Запада — факт. Если оно расширится и военные победы ДНР и ЛНР будут более впечатляющими, третий пакет санкций не заставит себя ждать.
— Дойдут до отключения от SWIFT?
— Исключить из этой системы платежей такую большую экономику, как российская, сложно чисто технически. Учитывая особенности SWIFT, это было бы еще и непроизводительно для самой системы платежей. Куда болезненнее для российской экономики был бы запрет на приобретение гособлигаций — как суверенных, так и бондов, выпускаемых госкорпорациями. По моим данным, внешние инвесторы покупали до 40 процентов таких бумаг, то есть почти половина нашего инвестпотенциала — средств для важных проектов — шла с Запада. Еще ЕС и США могут предложить ввести полный запрет на поставки различного рода технологического оборудования, новейших технологий и запрет на проведение чемпионата мира по футболу в России. Все эти меры сейчас трудно представить, они держатся в тайне, но, будучи принятыми, могут оказаться весьма неприятными. Конечно, в мире есть не только ЕС, США, Австралия и Япония, поддержавшие санкции, есть и страны АТР и Латинской Америки. И, конечно, Китай. Но следует сделать выводы из реализации такого флагманского проекта, как "Сила Сибири": китайские товарищи тонко понимают щепетильность положения российского руководства и намерены поторговаться. Они не скрывают, что нам этот проект нужнее, а посему (ничего личного, только бизнес) цена на газ будет ниже европейской. Я бы советовал вспомнить историю: в период "пинг-понговой дипломатии" Киссинджера — Никсона, находясь в огромных идеологических разногласиях с США, китайцы сошлись с Вашингтоном в отношении к СССР. Я бы долгосрочного братства от КНР не ожидал.
— Российский ответ Западу по части запрета импорта попал в цель?
— По-моему, нет. Конечно, были сектора и конкретные фермеры, кто пострадал,— их мы видели на голубом экране. Но в целом... Объединенный рынок США и Евросоюза — это 833 млн человек, а России — 140 млн человек. Сравните! Да, некоторые неудобства они испытали, но не все, финны, например, даже рады решению Москвы: цены на продукты снизились, а питерцы и жители Ленобласти сами вывозят из Финляндии все, что надо. Подытоживая: ответный укол Россия нанесла, но по сравнению с силой удара антироссийских санкций он мизерный. Более того, наш ответ чем дальше, тем больше раздражает отечественного потребителя.
— А западный мир сплотился? Вашингтон весной обращал мало внимания на "неудобства" для ЕС. Сейчас иначе?
— Я считаю, что история с малайзийским "боингом" во многом подвинула западноевропейское мнение к американскому. И, судя по тамошней прессе и риторике политиков из стран ЕС, которая была куда как менее антироссийской до этого случая, сближение идет полным ходом. Помогает и подтвердившийся факт "гибридной войны" на юго-востоке Украины. Яркий тому пример — решение сессии НАТО о создании спецсил быстрого реагирования (10 тысяч человек). Это в дополнение к уже имеющимся 13 тысячам. Итого 23 тысячи мощной и хорошо экипированной группировки, направленной против России. Сюда же можно отнести и недавнее обещание в Таллине Барака Обамы прибалтийским государствам о защите их от внешних угроз, размещении дополнительных частей ВВС на эстонской авиабазе Эмари, проведении на западе Украины учения НАТО с участием тысячи военных. Такого представить до малайзийского "боинга" было невозможно.
— Но уже прошла информация, что "боинг" сбили украинские самолеты...
— Для Запада это еще не доказано. Мы имеем дело со случаем, использованным в пропагандистских целях. Конечно, следует дождаться результатов официального расследования. Но, если вспомнить историю с корейским "боингом" времен Андропова, то даже когда позднее выяснилось, что на его борту действительно было размещено шпионское оборудование, факт его уничтожения с гражданскими пассажирами на борту был активно использован в нагнетании антисоветской истерии. "Потом" значения не имело. Даже если сейчас и будет доказано, что падение малайзийского самолета — дело рук украинских военных, выйдет, как в анекдоте: "Ложечки нашлись, а осадок остался". Но сильнее всего на западное общественное мнение подействовали видеокадры съемок наших мобильных воинских контингентов в зоне конфликта. Да и назначение таких людей, как Стрелков, Бородай и т.д., лидерами самопровозглашенных образований, на мой взгляд, было пропагандистским просчетом. Для Запада это был однозначный сигнал — люди с российскими паспортами! А их замена произошла слишком поздно.
— Продолжится ли обмен санкциями? И есть ли предел этому процессу?
— Я хочу верить в то, что, Владимир Путин, по его собственным словам, договорился с Петром Порошенко и начат новый этап. Я очень рассчитываю, что переговоры продвинутся. Меня обнадеживает тот факт, что пока еще неясно сформулированные решения луганских и донецких властей уже не содержат императива об отделении этих территорий от Украины, они заговорили о готовности обсуждать детали федерализации. Все это позволяет надеяться, что санкционная спираль также затормозится в своей раскрутке. Если же нет, то у обеих сторон есть еще немало резервов для уколов. Вот только занимаясь такой политической "иглотерапией", надо все точно рассчитать и не забывать, что объединенный рынок ЕС — США производит в 17 раз больший ВВП, чем Россия. Конечно, врагу не сдается наш гордый "Варяг", но силы рассчитывать надо.
Искусство давления
Попытки приструнить политических противников с помощью санкций практикуются почти 2,5 тысячи лет
Первые известные экономические санкции были введены в 432 году до н.э. Афинами против города Мегара с целью остановить практику приема там беглых рабов. Мегарским купцам было запрещено торговать на территории всего Афинского морского союза, в котором состояла половина Греции.
Вплоть до XIX века одним из основных методов экономического давления была военная блокада. В дальнейшем инструментарий стал расширяться. Например, в 1806 году Наполеон прибегнул к континентальной блокаде, введя тотальный запрет на торговлю со своим противником — Великобританией. Позже распространение получили морские блокады — меры по предотвращению морской торговли отдельной страны с другими странами без объявления ей войны. В частности, в 1827 году Англия, Франция и Россия, попытавшись принудить Османскую империю к миру с восставшими против турецкого господства греками, направили эскадру к греческим берегам. В ее задачу входило прекратить переброску турецких грузов. В целом в период с 1827 по 1914 год была зафиксирована 21 блокада против Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины и Сальвадора. Организаторами блокад в основном становились Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Австрия и Чили.
В 1918 году французский политик Леон Буржуа призвал сформировать "сообщество наций", которое могло бы применять экономические санкции в отношении "строптивых государств". С его подачи санкции были признаны основным инструментом воздействия на потенциальных агрессоров. Другим сторонником санкций стал президент США Вудро Вильсон. В 1935 году Лига Наций ввела санкции против Италии за агрессию против Эфиопии, что, однако, не помешало Муссолини ее оккупировать. Обратное действие имели санкции США против Японии, введенные в 1940 году после ее вторжения во Французский Индокитай. Лишившись нефтепродуктов и ряда стратегических товаров, Япония атаковала Перл-Харбор.
После Второй мировой войны Лигу Наций сменила ООН, уставом которой была также предусмотрена возможность введения санкций. С 1945 по 1990 год они устанавливались всего два раза — в отношении режимов ЮАР и Южной Родезии, а с начала 1990-х годов — 17 раз. В частности, против Ирака, Югославии, Ливии, Афганистана, КНДР, Ирана и других стан.
Чаще всех в современном мире прибегают к санкциям США, причем частота их применения растет. Если с 1918 по 1992 год Штаты использовали этот инструмент 54 раза, то в следующие девять лет — 61 раз. Поводы для этого возникали самые разные. Например, в 1996 году Белиз, Вануату, Венесуэла, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама и Япония находились под американскими санкциями за то, что вели промысел китов и дельфинов.
Введение санкций нередко бывает сопряжено с убытками стороны, использующей этот инструмент. В связи с этим в 1997 году генсек ООН Кофи Аннан предложил улучшить этот механизм, чтобы санкции против правительства не становились причиной гуманитарных катастроф. В результате появились санкции против конкретных лиц, включающие в себя замораживание счетов, запрет на посещение отдельных стран и т.д. В разное время США и Европа вводили персональные санкции против Слободана Милошевича и его сторонников, ливийского лидера Муаммара Каддафи, лидера Зимбабве Роберта Мугабе и многих других лиц.