О рульке Китая в истории
Россия открывает границы для китайских производителей продовольствия
Китай начнет поставлять в Россию свинину после десятилетнего запрета. Об этом Россельхознадзор договорился с китайской стороной. КНР также готова поставлять не только фрукты и овощи, но и мясо птицы, говядину, молочную, рыбную и морскую продукцию. Власти Хабаровского края ранее заявляли, что надо убеждать население в качестве товаров китайских производителей. Ритейлеры считают, что поставщики из Китая вряд ли предложат намного более выгодные цены, чем страны ЕС и США.
В ходе переговоров Россельхознадзора с Генеральной администрацией по надзору за качеством, инспекции и карантина Китая (AQSIQ) в Пекине достигнута договоренность о начале поставок продукции в Россию с двух крупных свиноводческих предприятий Хейлундзянского уезда, сообщает пресс-служба управления ведомства по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Китай также может поставлять в Россию мясо птицы, говядину, молочную, рыбную и морскую продукцию, говорится в сообщении ведомства. Представитель Торговой палаты продовольствия и местных продуктов КНР Юй Лу заявил, что китайская сторона заинтересована в ответных поставках продуктов животноводства из России, в частности субпродуктов. Межправительственная рабочая группа обсудит предложения по развитию двусторонней торговли с 17 по 22 сентября в Китае.
Напомним, мясная продукция из Китая в Россию не экспортировалась с 2004 года: во время вспышки эпидемии ящура мясо, не обработанное термически, запретили ввозить в Россию, а когда эпидемия прошла, запрет так и не отменили. В 2013 году экспорт свинины из Китая в другие страны составил всего 147 тыс. т, при том что КНР с 68 млн т в 2013 году является крупнейшим в мире производителем данного вида мяса.
В августе Россия запретила импорт различных видов продовольствия, в том числе мяса, из стран, поддержавших санкции — Канады, США, ЕС, Норвегии и Австралии. После этого перед регионами возникла необходимость искать альтернативных поставщиков для местных продовольственных рынков. Потенциальные проблемы с поставками продовольствия из-за сложностей логистики могут возникнуть на Камчатке, Сахалине и Чукотке.
Хабаровский край по мясопродуктам обеспечивает себя на 20%, среди привозных только 10% поставляется из США, Канады и Австралии. Продуктов из мяса птицы в регионе производится 7,5 тыс. тонн, или 40% от потребления, однако цена на мясное сырье у поставщиков выросла на 10%. Комментируя возможные поставки продовольствия из КНР на заседании штаба по мониторингу цен на продовольствие, зампред правительства по экономическим вопросам Александр Левинталь отметил, что у населения остается «предвзятое мнение о качестве китайских продуктов» и поэтому необходима «разъяснительная работа».
Президент ГК «Невада» (контролирует крупнейшую в Хабаровском крае сеть продуктового ритейла «Самбери») Юрий Егоров говорит, что пока не может оценить возможное качество и объемы поставок китайского мяса и иной продукции, так как сейчас сеть торгует из КНР только товарами для дома и овощами и фруктами. «Но мое мнение, что нам это не нужно, так как сейчас отличный момент, чтобы поднять свое производство»,— отметил господин Егоров. По его мнению, китайские торговцы постараются извлечь из ситуации максимум прибыли, поэтому ждать от них выгодных цен не приходится.
Доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли ХГАЭП Жан Чимитдоржиев считает, что китайские производители смогут обеспечить необходимый объем продукции, но вряд ли обеспечат достаточно высокое качество, «если судить по овощам и фруктам». Однако благодаря географическому расположению у КНР есть все шансы захватить дальневосточный и даже российский рынок, обойдя страны Латинской Америки, отмечает эксперт. При этом Жан Чимитдоржиев напоминает, что Приморский таможенный переход может обеспечить китайским продовольствием только Приморье и Хабаровск, поэтому необходимо создание нового терминала в Хабаровском крае.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отмечает «высокую вероятность расширения грузооборота в восточном направлении в ближайшие годы». «Основным драйвером роста будет выступать расширение внешнеторговых операций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Китаем. Увеличение поставок будет носить двусторонний характер (учитывая новые контракты по сырьевому экспорту), но в краткосрочной перспективе следуют ожидать преимущественно расширения объемов китайского импорта, прежде всего продовольственного»,— поясняет эксперт. Максим Клягин считает, что одним из ключевых негативных факторов выступает «относительно невысокий уровень развития логистической инфраструктуры в восточном направлении и объективные дополнительные расходы, связанные собственно с „длинным плечом“». «Задача снижения подобных издержек требует дополнительных инвестиций в развитие транспортной сети и расширение числа инфраструктурных проектов. Ее быстрое и эффективное решение, конечно, возможно только при серьезном государственном участии»,— заключает эксперт.