С прицелом на будущее
На днях оружейный концерн "Калашников" объявил конкурс для студентов Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Казалось бы: где художники и где автоматы?
В конце августа на подмосковном стрелковом полигоне "Огоньку" этот казус разъяснили: все дело в том, что делать надежное и точное оружие в России давно умеют, а с красотой и удобством дело обстоит куда хуже. Во всем мире за это отвечают промышленные дизайнеры, вот они-то "Калашникову" и потребовались. Пока студентам-дизайнерам из Строгановки предложено разработать проекты спортивного и охотничьего оружия. Но победителей позовут работать в знаменитом КБ и над основной продукцией.
Ижевские оружейники сейчас активно зазывают молодежь. В КБ "Калашникова", входящего в госкорпорацию "Ростех", молодых специалистов уже примерно четверть. И доверяют им далеко не только роли второго плана. Например, разработкой нового оружия со сбалансированной автоматикой (это когда одновременно с затвором, двигающимся назад, вперед двигается противовес, отчего автомат практически не подбрасывает при стрельбе) занимается 25-летний конструктор.
Про него нам рассказывают в подмосковном Климовске, на полигоне ростеховского ЦНИИточмаш. Здесь проходят испытания все российские стрелковые новинки, и сюда привезли свою продукцию молодые специалисты ведущих оружейных заводов, чтобы журналисты могли увидеть не только новые винтовки и автоматы, но и тех, кто их делает.
— Вот видишь остатки стены,— 33-летний Роман Спирин показывает на груду белого кирпича на стрельбище в 350 метрах от нас.— Это я лично когда-то покрошил. Демонстрировал "Корд" иностранным специалистам, которые им очень интересовались. Нам тогда по обычным мишеням стрелять запретили, сказали, что мы их испортим.
Этот 12,7-миллиметровый пулемет "Корд" — страшное оружие, без проблем пробивающее броню БТР. На Ковровском заводе им. Дегтярева он уже не первый год совершенствуется под надзором Романа. Парень пришел на эту работу 11 лет назад, сразу после института. И за 10 лет из молодого специалиста уже дорос до корифея.
Учился Роман в родном Коврове на специализированной кафедре, из 20 ее выпускников-ровесников в отрасли осталось только трое. Сейчас совсем другая тенденция: молодежь приходит и остается надолго. И не только в Коврове. Скажем, Семен Ивлиев и Маша Грибова — молодые специалисты Тульского патронного завода. Всего 5 лет разницы, ему — 28, ей — 23, но за это время что-то случилось со студентами Тульского государственного университета. Если из однокурсников Семена на завод пошел каждый пятый, а задержались и того меньше, то у Маши из 15 одногруппников 10 работают по специальности.
— Я на севере вырос, в Архангельске, у нас в каждом доме по два-три ружья. С детства знаком с оружием и с детства хотел что-нибудь конструировать, вот и пошел в ТулГУ,— рассказывает 26-летний Владимир Верещагин. Сейчас он занимается стрелковым оружием в ЦНИИточмаш — участвует в разработке автоматов и пистолет-пулеметов для наших спецназовцев.
Все ребята отмечают: отрасль не простая, но зато и перспективы особые. Дело в том, что сейчас уходит старая смена, а специалистов среднего возраста просто нет — кадровый провал 1990-х затронул оружейников даже сильнее, чем промышленность в целом. Сегодня же заказы идут потоком, и именно новому поколению их исполнять. Вот, к примеру, одна из свежих оружейных разработок, снайперская винтовка ORSIS частной компании "Промтехнология", вообще целиком сделана командой молодых инженеров: Дмитрию Соловьеву сейчас 28 лет, а 3 года назад именно он разработал для винтовки затворную группу; Артем Котт, которому тогда было 26, взял на себя спусковой механизм. А ложа находилась в зоне ответственности 28-летнего Сергея Заварзина. Все трое — выпускники МГТУ им. Баумана.
— У нас принципиально набирали людей без опыта, чтобы, как говорил наш руководитель, не получались опять СВД и автоматы Калашникова. Из-за этого, правда, мы изобретали порой велосипед — посвящали время некоторым давно уже решенным проблемам. Зато у нас много оригинальных идей и 12 патентов,— объясняет Сергей.
Впрочем, "жить да радоваться", увы, пока не получается: за стенами КБ, на производстве, и с современным оборудованием проблемы, и с кадрами — разработки 25-летних конструкторов собирают рабочие, которым далеко за 50. И это реальная проблема для отрасли, без решения которой серьезного прорыва не будет.