"Закон об ОСАГО принимается в первую очередь в пользу граждан"
С 1 сентября меняется порядок урегулирования убытков по ОСАГО. Сроки выплат компенсаций сокращаются с 30 до 20 дней, изменяются правила досудебного урегулирования конфликтов. Поправки будут полезны и для страховщиков, и для клиентов, однако системных проблем отрасли они не решат, считают собеседники "Коммерсантъ FM".
Вступает в силу первая часть поправок в закон об ОСАГО. Согласно новым правилам, допустимые сроки на выплату компенсаций и выдачу направлений на ремонт сокращаются с 30 до 20 дней. Также изменяются правила досудебного урегулирования конфликтов между клиентами и страховыми компаниями. Теперь если автовладельца не устроит размер выплаты, он может направить повторное обращение в страховую компанию. Ответ на претензию не должен занять у страховщика больше пяти дней, только после этого клиент сможет обратиться в суд. Страховые компании найдут способ уклоняться от выплат, уверен адвокат общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Сергей Радько.
"И досудебное урегулирование, и судебные претензии, как правило, не помогают решить проблему, если страховщик не заплатил ту сумму, которую желает потерпевший. Поэтому поправка о том, что страховщику необходимо направить досудебную претензию, направлена лишь на затягивание рассмотрения вопроса. Эти претензии, как правило, никогда не удовлетворяются. Те штрафы, которые вынесли суды в соответствии с законом о защите прав потребителей, не могут никак образумить страховщиков. И те продолжают писать отказы под копирку. Пока в этом плане в положительную сторону не меняется ничего", — уверен Радько.
Предлагаемая мера будет полезна как для страховщиков, так и для клиентов, однако внесенные поправки не решат ключевых проблем отрасли, считает президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.
"Это мера положительная, так как до этого во многих случаях юристы даже не подавали никаких претензий в страховые компании, сразу шли в суд. А судьи, не разобравшись в ситуации, взыскивали огромные штрафы со страховых компаний, что привело к тому, что страховая компания терпела огромные убытки. Есть позитивные изменения, но ключевые вопросы так и остаются нерешенными. Единой методики по расчету ущерба ОСАГО нет. В результате ее отсутствия у нас огромное количество судебных дел, вопрос не решен. До сих пор единой методики нет, и она не утверждена", — объясняет Ханжин.
Еще одна часть поправок к закону об ОСАГО вступит в силу через месяц, 1 октября. Лимит выплат по ущербу автомобиля увеличится со 120 до 400 тыс. руб. Также начнется эксперимент с расширением суммы покрытия по европротоколу — с 25 до 50 тыс. руб. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области сумма лимита будет увеличена также до 400 тыс. руб. Изменения в законе об ОСАГО учитывают именно интересы граждан, подчеркнул один из авторов изменений в закон, председатель комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев.
"Мы все это поддерживаем и думаем, что этот закон даст плюс. Уверили, что начнет работать на территории России европротокол. Если мы увидим, что действительно мало 50 тыс. руб., значит будем ставить вопрос еще больше — до 100 тыс. Закон принимается в первую очередь в пользу граждан. Страховые компании, которые хотят работать на этом рынке, пусть работают. Кому не нравится, пусть уходят. При обсуждении законопроектов было полное понимание у всех сторон. Если после этого будет какое-то недопонимание, то надо просто отменять ОСАГО и делать все по-другому", — считает Москвичев.
Окончательно все изменения в закон об ОСАГО вступят в силу в 2019 году.