«Идет работа по формированию второго гуманитарного конвоя»
Россия продолжает переговоры об отправке помощи на Украину
Второй гуманитарный конвой отправится из России на восток Украины в течение нескольких дней. Об этом сообщил глава московского отделения Российского Красного Креста Игорь Трунов. Кроме того, в организации предлагают создать выездные медпункты для жителей юго-востока Украины. Корреспондент "Коммерсантъ FM" Петр Пархоменко рассказал подробности ведущей Анне Казаковой.
Также московское отделение Российского Красного Креста предлагает организовать мобильный госпиталь на приграничной территории.
— Что сообщил о гуманитарном грузе господин Трунов, что сказал?
— Он сообщил, что сейчас идет активная работа по формированию этого конвоя, одновременно проходят переговоры. Красный Крест находится во взаимодействии как с российским МИДом, так и с представителями украинской стороны, как вы правильно сказали, по словам Трунова, отправка этого второго конвоя — это вопрос к ней. И как еще одну важную проблему, здесь, конечно, он не обозначил сроки. Действительно речь шла о том, что помимо непосредственно медикаментов, на юго-востоке Украины не меньше, а, может быть, и больше необходимы медицинские специалисты. Как тонко подметил Трунов, нужны не только лекарства, но и человек, который способен их выписать и объяснить человеку, как, когда эти лекарства нужно принимать.
По словам Трунова, пока не очень понятно, действительно ли будет организована какая-то система передвижных медпунктов. Как вариант, он сказал, возможно, речь будет идти об организации госпиталя у границы с российской стороны. И, возможно, это будет госпиталь у границы, и автобусы, которые будут с эмблемами Красного Креста, и сотрудниками Красного Креста внутри, которые будут доставлять нуждающихся в медицинской помощи в этот госпиталь из районов боевых действий.
— Это, насколько я понимаю, проблема организационного характера. Согласие Украины, киевских властей получено или еще нет?
— Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Трунов сказал, что переговоры с украинской стороной продолжаются, и они носят позитивный характер. Однако заявления о том, что все согласия от украинской стороны получены, не прозвучало. Еще один момент, который Трунов отметил как крайне важный, — это то, что и конвой, и какая-то другая гуманитарная деятельность на юго-востоке Украины должна непременно осуществляться под эгидой Красного Креста, потому что только Красный Крест имеет иммунитет, только он защищен международным законодательством. Трунов пояснял, что по колонне МЧС, которая въехала на территорию Украины, украинские войска имеют все основания стрелять, и никакие международные законы их за это наказать не могут. МЧС — это для Украины иностранная военизированная организация, которая не имеет никаких полномочий для того, чтобы там находиться, в отличие от Красного Креста, который защищен международным законодательством, имеет иммунитет, и нападение на который кем бы то ни было будет однозначно расцениваться международным сообществом как преступление и нарушение международных норм.
— Сообщили ли, каким способом груз отправят на восток Украины, потому что Путин говорил, что Порошенко предложил якобы отправить его по железной дороге, и Москва согласилась на это.
— Этот вопрос задавался. Речь шла о том, что, конечно, такой вариант рассматривается, однако пока однозначного решения не принято. Есть сомнения насчет того, как безопасней этот груз отправить. Насколько я понял, все-таки речь идет о том, что, скорее всего, это будет снова именно автомобильная колонна, хотя вопрос отправки по железной дороге рассматривается.
— В понедельник стало известно, что российский Красный Крест собирает информацию о военных преступлениях на Украине и хочет отправить Международный уголовный суд Совбез ООН и российский Следственный комитет. С чем связана такая необходимость, объяснили?
— Да, эта необходимость, по словам спикера пресс-конференции, связана с происходящими в зоне конфликта военными преступлениями. По словам того же Трунова, действительно есть множество сообщений о подобных фактах. Однако он подчеркнул, что сообщения, появления в прессе чего-то подобного доказательством не является. Он, с одной стороны, обратился к прессе с тем, чтобы журналисты, если им становится известно о чем-либо подобном, обязательно направляли такую информацию в тот же Красный Крест. Однако он, еще раз повторюсь, сказал о том, что подобная информация требует дополнительной обработки для того, чтобы превратиться из просто сообщения о тех или иных преступлениях в доказательство, которое впоследствии может быть использовано в ходе какого-то уголовного преследования тех, кто действительно нарушает международные конвенции.