Правила игры
в захват российского авторынка китайцами изучал заместитель редактора отдела бизнеса Егор Попов
Открывшийся на прошлой неделе Московский международный автосалон не принес ярких новостей, которые производители обычно приберегают к концу сезона отпусков. Но на этот раз деловые дни салона прошли без громких подписаний, а заявления большинства крупных автоконцернов напоминали дежурные отчеты о проделанной работе. Впрочем, "праздник жизни" устраивать никто не планировал — автосалон проходит на фоне стремительного падения рынка и ожиданий новой волны санкций. К тому же ключевые игроки давно рассказали о запуске новых мощностей и объемах инвестиций.
По-боевому выглядели лишь автопроизводители КНР. Их стало существенно больше — если в 2012 году в салоне участвовало лишь два китайских бренда, то теперь девять. Китайцы представили много новинок достаточно высокого качества, которые могут конкурировать с бюджетными российскими машинами и иномарками. Но самое главное, что сразу два крупных бренда — Lifan и Haima — объявили о планах запуска производства в России. На прошлой неделе Great Wall уже начал строительство завода в Тульской области мощностью 150 тыс. машин.
Такую масштабную экспансию китайского автопрома было сложно представить еще год назад. На рынке уверены, что Минпромторг не очень жаловал китайские бренды, которые могли бы забрать долю рынка у российских заводов и иностранцев-промсборщиков. А китайские производители, доля рынка которых сейчас лишь 3,5%, сами зачастую не были готовы к локализации производства, что шло вразрез с госстратегией развития отрасли. По словам моих источников, даже региональные власти, которые обычно рады любым инвесторам, "неофициально понимали, что китайские проекты не в приоритете", и бизнес-планы китайцев "часто разворачивали даже по чисто формальным причинам".
Но, кажется, лед тронулся на фоне напряженных отношений с Западом. Показательно, что именно во время визита Владимира Путина в Китай в мае Great Wall договорился с Тульской областью о строительстве завода. Впрочем, на рынке уверяют, что "общее отношение государства к китайскому автопрому прежнее" и "никто не собирается полностью открывать рынок для него". Но "жесткого блока больше нет", и на фоне хорошего отношения ко всему китайскому регионы начали действовать самостоятельнее, как это произошло в случае с Great Wall. К тому же, уверяют мои источники, китайский автопром резко улучшил качество в последние годы и "почувствовал силу для новых рынков". "Появились новые машины, которые могут быть конкурентными в России",— объясняет один из собеседников. Пока резко нарастить долю на падающем рынке в России китайцам будет сложно, но, возможно, они решили не упускать долгожданную благоприятную ситуацию и закрепиться здесь любой ценой.