Иркутск зовет инвесторов в аэропорт
Но пока региону нечего им предложить
Власти Иркутской области хотят привлечь в капитал местного аэропорта крупные госкомпании — «Роснефть» и «Ростех». Но актив выглядит проблемным для инвестирования: пока регион даже не смог получить его в собственность: передача аэропорта властям области от Росимущества затянулась. Кроме того, не определена стратегия развития аэропорта, а сама область не готова вести переговоры о продаже «Роснефти» доли в компании—заправщике самолетов.
«Роснефть» и «Ростех» рассматривают возможность инвестиций в развитие транспортного узла на базе международного аэропорта Иркутска в обмен на пакет акций предприятия, сообщило в понедельник ИТАР-ТАСС со ссылкой на министра имущественных отношений Иркутской области Антона Протасова. По его словам, регион ведет переговоры с этими компаниями, но о схемах вхождения в уставный капитал пока говорить «преждевременно». В «Роснефти» и «Ростехе» отказались от комментариев.
Международный аэропорт Иркутск принадлежит Росимуществу. Находится в черте города, способен принимать все типы гражданских самолетов, длина взлетно-посадочной полосы — 3,5 км. Пропускная способность аэровокзала — 800 и 400 пассажиров в час (на внутренних и международных линиях соответственно). За семь месяцев 2014 года обслужил 955 тыс. пассажиров (рост 13%). Выручка в 2013 году — 1,9 млрд руб., чистая прибыль — 309 млн руб.
Аэропорт должен быть передан из федеральной в региональную собственность на условиях строительства нового аэровокзального комплекса, процесс смены собственника затянулся более чем на полтора года, но должен завершиться до конца года. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что затягивание сроков связано с тем, что у участников процесса до сих пор нет четкого понимания бизнес-модели будущего аэропорта и не согласована окончательно точка его будущего строительства. Перенос аэропорта Иркутска за пределы города планируется с 1961 года, строительство аэропорта Иркутск Новый предусмотрено ФЦП по развитию транспортной системы РФ на 2010–2015 годы. Предварительная стоимость проекта оценивалась в 50 млрд руб., 17 млрд руб. были заложены в госпрограмме. Еще в конце 2013 года иркутские власти сообщали, что новый аэропорт может быть построен в 40 км от Иркутска в Поздняково, но впоследствии губернатор региона Сергей Ерощенко говорил, что действующий аэропорт будет реконструирован.
Независимый член совета директоров аэропорта Иркутск Алексей Германович считает «правильным шагом привлечение в проект крупных инвесторов», но замечает, что «выносить такие вопросы в публичную плоскость до их обсуждения советом как минимум странно». Сейчас основная задача состоит в том, как будет устроен новый хаб, кто из авиакомпаний готов в него прийти и, самое главное, насколько эффективно будут инвестированы федеральные средства, отметил господин Германович.
Кроме того, Иркутск не готов расстаться с долей в ВСТК, оказывающей услуги заправки самолетов в аэропорту. Область и дочерняя компания «Роснефти» «РН-Аэро» владеют заправщиком на паритетных началах, в 2012 году должна была состояться сделка по выкупу «РН-Аэро» у региона 50-процентной доли в ВСТК, которая оценивалась в 200 млн руб. Но в понедельник Антон Протасов заявил, что «вариант продажи доли в ВСТК сейчас вообще не обсуждается».
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что прогнозный пассажиропоток аэропорта Иркутск не настолько оптимистичен, чтобы оправдать строительство аэропорта на новом месте. Нынешних мощностей, с учетом реконструкции международного терминала, гарантированно хватит до начала следующего десятилетия. Из ряда проектов выноса аэропорта за черту города именно иркутский вызвал наименьший интерес со стороны частных инвесторов, замечает господин Пантелеев.