"Поправки к закону об НКО — это победа гражданского сектора"

Иностранных агентов предлагают не штрафовать. Совет по правам человека разрабатывает поправки к закону о некоммерческих организациях, которые исключают санкции за уклонение НКО от регистрации в качестве иностранного агента. Директор фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина обсудила тему с ведущей Оксаной Барыкиной в эфире "Коммерсантъ FM".

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Как отметил председатель СПЧ Михаил Федотов, сейчас применять к НКО подобное наказание бессмысленно, так как статус "иностранного агента" они все равно получают принудительно.

— Действительно ли при системе, когда Минюст регистрирует НКО как иностранных агентов, стоит отменить наказание?

— Да, потому что изначальная логика этого закона была в том, что НКО должны добровольно пойти регистрироваться в этот реестр, и соответственно законодатель предполагал, что в случае отсутствия добровольности наступают административные санкции или даже уголовные. С июня Минюст получил право самостоятельно формировать этот реестр, и соответственно обязывать госорганы изучать деятельность некоммерческих организаций, в случае наличия признаков соответствующих данному закону, включать организацию в реестр.

При этом важно сказать, что почти уже два года с момента принятия закона об иностранных агентах показали, что не удалась и не сработала изначальная идея власти, что НКО будут сами регистрироваться.

— Наталья Евгеньевна, хотелось бы узнать, как вы считаете, поправки будут приняты на высшем уровне, отменят действительно наказание?

— Трудно сказать, потому что с момента принятия этого закона, с ноября 2012 года, и Совет при президенте по правам человека, и уполномоченный, и ряд других органов предлагали поправки, которые так или иначе улучшают этот закон, который, с моей точки зрения, должен быть отменен. Он фундаментально, в корне неверный. На сегодняшний момент принимались только те поправки, которые исходили из недр либо правительства, либо Министерства юстиции. В какой степени сейчас прислушаются к предложениям Совета по правам человека, сказать трудно.

— Вы тоже уже приводили слова господина Федотова, председателя СПЧ, о том, что сейчас применять к НКО подобные наказания бессмысленно. Правильно он говорит, действительно так?

— Применять в нашей стране наказания всегда есть возможность, при этом имея в законе нормы, по которым Министерство юстиции может вносить организацию в реестр. Это уже обязанность государственного органа — заниматься изучением деятельности некоммерческой организации. Если подпадает, то вносить.

С моей точки зрения, это, если можно так выразиться, победа гражданского сектора, который наотрез отказался добровольно вступать в этот реестр с позорным названием "иностранный агент". Теперь все организации, которые туда попадают, — это не организации, которые так себя сами признают, а организации, которых таким ярлыком считает правильным называть Министерство юстиции.

Вся лента