"Саммит НАТО приобрел судьбоносное значение"
Федор Лукьянов в интервью "Коммерсантъ FM"
Чего ждать от саммита НАТО в Уэльсе? Вступит ли Украина в Альянс? Каковы сценарии развития конфликта на юго-востоке страны? Эти и другие вопросы глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов обсудил с ведущим "Коммерсантъ FM" Анатолием Кузичевым.
"На Украине сошлась вся энергия возмущения и растерянности"
О позиции стран-членов ЕС в вопросе антироссийских санкций:
"Санкции — это воронка. Ступая на этот путь, ты обрекаешь себя на схему "ответ на ответ", причем каждый следующий ответ должен быть жестче предыдущего, потому что иначе это не имеет смысла. И, действительно, не Европа является инициатором, это все идет в основном из Соединенных Штатов. Но Европа будет следовать с некоторым лагом, с некоторыми попытками микшировать, амортизировать это. Вот сейчас просто ряд стран высказались, что они против: Чехия, Словакия, Кипр, но это все страны не того калибра, которые могут этот каток остановить своим мощным заявлением".
"Есть довольно существенная разница между ситуацией в Грузии и на Украине. Признание независимости двух территорий, которые остальной мир в основном считает грузинскими, — это один уровень вызова. Присоединение части другого государства, того, что все считают частью другого государства, — это другой уровень вызова. Поэтому неудивительно, что на Украине все-таки сошлась вся энергия возмущения и растерянности".
"По формальному критерию Украина вступить в НАТО не может"
"По правилам НАТО, в него не может быть принята страна, имеющая неурегулированные территориальные проблемы с другой страной. Были исключения, но очень легкие, например, Эстонию приняли, хотя формально до этого года у Эстонии не было договора о границе с Россией. Но это был конфликт абсолютно спящий. Не конфликт даже, а некая неурегулированность. А поскольку и Украина, и западные страны не признают присоединение Крыма к России, Украина имеет территориальный спор с Россией и по формальному критерию вступить в НАТО не может. Вторая причина более весомая: принятие Украины автоматически означает, что возникает очень весомый повод для прямого военного конфликта России и НАТО. Потому что Украина находится в состоянии крайне сложных отношений, на грани военного столкновения с Россией".
"Украинский кризис — это первый кризис из целой серии всякого рода потрясений. Самое опасное направление — это, скорее всего, Азия, Восточная Азия, то, что будет происходить вокруг роста и увеличения влияния Китая, и реакция на это Соединенных Штатов. Вот это гораздо более важный, даже центральный конфликт 21 века, нежели то, что происходит вокруг Украины".
"Дискуссии в Уэльсе будут очень жаркими"
О грядущем саммите НАТО:
"Насчет интриг не знаю, будет видно. То, что дискуссии будут очень интенсивными и жаркими, сомнений нет. Саммит планировался как рутинный, ничего такого не ожидалось, и тут получилась Украина, Крым, опять Украина. Теперь это приобрело совершенно судьбоносное значение.
Есть группа стран, которые полагают, что наконец-то свершилось: все наши терзания и метания последних 15 лет, зачем же все-таки нужен Альянс, разрешились в пользу старой доброй миссии. Вот есть враг в лице России. И возвращаемся к той задаче, которая стояла до 1991 года — сдерживание и коллективная оборона стран-членов от страшного "русского медведя".
В сегодняшней обстановке эти аргументы даже тем, кто не вполне согласен с такой трактовкой, парировать стало намного сложнее. Но одно дело — атмосфера дискуссий такого рода, а другое дело — принятие формальных решений. Далеко и всерьез, как обсуждается, обложить Россию базами, — пять штук в Восточную Европу, — и записать в концепцию НАТО, что Россия — это враг, так легко не пройдет. Есть довольно много стран, которые считают, что происходящее все-таки, как минимум, отчасти результат ошибочной политики НАТО предыдущих лет".