Урал упрекнули в расточительности
ОНФ увидел неоправданные траты у властей ХМАО и Челябинской области
«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) составил рейтинг самых неоправданных трат государственных денег в 2013–2014 году. Особое внимание в исследовании уделено Уралу: на первом месте оказалось правительство Ханты-Мансийского автономного округа в связи с намерением модернизировать телерадиокомпанию «Югра» на 1,4 млрд рублей. На втором — Челябинская область, благодаря значительным бюджетным тратам на личную охрану экс-губернатора Михаила Юревича. Чиновники, впрочем, мнения общественников не разделяют, поскольку все описанные расходы либо не состоялись, либо были пересмотрены. По мнению экспертов, с помощью рейтинга ОНФ напоминает о себе, и никаких политических последствий для его лидеров ждать не стоит.
Проект ОНФ «За честные закупки» подвел итоги годовой работы по мониторингу госзакупок, представив на своем официальном сайте рейтинг самых неоправданных трат за это время. Первые места в новом рейтинге оказались за регионами УрФО. «На вершине пирамиды расточительности оказалась телерадиокомпания „Югра”, принадлежащая правительству ХМАО, объявившая в июне 2014 году тендер на приобретение телевизионного оборудования на 1,4 млрд рублей. Оборудование, перечисленное в закупке, по уровню и количеству сопоставимо с тем, что использовала тройка ведущих федеральных телеканалов при освещении олимпийских игр в Сочи. А сумма, которую собирались потратить на ее приобретение, перекрывает весь PR-бюджет округа», — пишут авторы рейтинга, отмечая, что после вмешательства ОНФ тендер был отменен.
На втором месте оказался экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич (возглавлял регион в 2010–2014 годах), на личную охрану которого в 2014 году планировалось потратить 109 млн рублей из областного бюджета. «После того как ОНФ обратил внимание на эту несправедливость и вынудил губернатора снизить затраты на личную охрану до 30 млн рублей, Михаил Юревич потерял свой пост», — отмечают общественники. Помимо этого, в топ рейтинга попала оплата чартерных перелетов чиновников вологодской администрации (86 млн рублей), закупка 1817 золотых часов правительством республики Саха (Якутия) (56 млн рублей) и новогодняя вечеринка госкомпании ОАО «РЖД», на которую планировалось потратить 53 млн рублей.
Чиновники не считают результаты рейтинга ОНФ объективными. Пресс-секретарь губернатора ХМАО — Югры Елена Шумакова пояснила, что на модернизацию ТРК «Югра» изначально не планировалось тратить бюджетные средства. «Тем более неясно, почему регион попал в рейтинг, поскольку тендер был отменен», — отметила она. При этом от планов по модернизации «Югры» правительство не отказывается: поскольку регион назначен базовым по развитию ряда зимних видов спорта, правительство обязано обеспечить все необходимое для проведения соревнований международного уровня. В том числе и техническую возможность трансляций в HD-качестве, которая невозможна без закупки ТРК нового оборудования.
В Челябинской области ранее утверждали, что экс-губернатор Михаил Юревич (сложил полномочия в январе этого года) лично инициировал пересмотр бюджетных трат, в том числе и в отношении своей охраны. При этом первым действием заменившего его на посту Бориса Дубровского также стал аудит бюджетных трат: продажа вертолета, приобретенного предшественником за 289 млн рублей, и пересмотр расходов на содержание аппарата. Сократив 50 штатных единиц в правительстве и обладминистрации, врио губернатора рассчитывал сэкономить 50 млн рублей в год.
Эксперты связывают возникновение рейтинга со снизившейся в последнее время популярностью ОНФ. Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев отметил, что ОНФ контролируют отдельные группы влияния федеральных элит, а на местах, за редким исключением, не существует самостоятельной сильной сети. «Это скорее федеральные элитные игры, я не думаю, что это сделано под выборы, в этом нет целесообразности. Избирательная кампания в регионах подходит к концу — сильно критиковать местные власти в ходе кампании было бы нерационально, потому что было важно консолидировать административный ресурс. Я не думаю, что сейчас региональные власти могут ожидать каких-то последствий», — считает политолог. Он отметил, что после начала событий на Украине ОНФ стал меньше появляться в информационной повестке. «Возможно, это попытка немного оживить политический дискурс», — добавил эксперт.