Правила игры
рассекречивает руководитель группы "Телекоммуникации и технологии" Владислав Новый
Новости о "Почте России" зачастую создают большой резонанс в обществе, вызывая головную боль у руководства ФГУПа. Так было со статьями о "почтовом коллапсе" международных посылок и смене руководства почты, о готовящихся сокращениях на предприятии и планируемой распродаже недвижимости в Москве. Похоже, почта придумала, как бороться c плохими новостями. В августе членам стратегического совета "Почты России" (прообраз будущего совета директоров) предложили подписать документ о неразглашении конфиденциальной информации. К ней, в частности, отнесены практически любые данные о финансах и стратегии почты; информация о поставщиках и о том, насколько выгоден ФГУПу бизнес с ними; о готовящихся кадровых перестановках на предприятии и о качестве работы сотрудников. За каждый факт разглашения конфиденциальной информации членам совета почты грозит штраф 100 тыс. руб. Почта может взыскать с директоров и убытки, возникшие из-за утечки.
Такие соглашения с членами экспертных советов или коллективных органов управления — "вполне устоявшаяся практика", считает председатель стратегического совета "Почты России" Илья Ломакин-Румянцев. Что будет считаться утечкой информации и как предприятие будет действовать в случае, если член совета не захочет платить штраф, в пресс-службе "Почты России" не сообщили. Всякого рода положения о сохранении конфиденциальности и санкции за разглашения широко распространены в бизнесе, подтверждает ассоциированный партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры" Юрий Поспеев. Но если даже все директора почты согласились соблюдать договор о конфиденциальности, это не значит, что подобный документ будет работать, продолжает он. У предприятия возникнут сложности с доказательствами как факта раскрытия информации, так и факта причинения убытков при желании их взыскать. Такие споры чреваты длительными судами, предупреждает юрист. По словам управляющего партнера кадровой компании Winner Partners Григория Окуня, штрафы за неправомерное раскрытие конфиденциальной информации — "это заградительные меры, которые, все надеются, применять не придется". "Они не применяются, потому что они созданы гипертрофированно угрожающими. Чтобы человек даже не думал об этой теме",— сказал господин Окунь.
Решение "Почты России" закрыть информацию о своей работе, в том числе запретив директорам выступать в СМИ, противоречит самой идее сделать ФГУП прозрачным. Именно этого хотел добиться вице-премьер Аркадий Дворкович, в минувшем январе создавший стратегический совет. Кроме того, некоторые данные, например, о качестве работы сотрудников почты скрывать и вовсе бессмысленно — у людей, стоящих в часовых очередях за посылками, они и так перед глазами.