«У нас в обществе не очень развито чувство сострадания»

Участие бизнеса в социальных проектах — это либо масштабная PR-акция, либо практически незаметная в медийном пространстве работа. Социальная ответственность бизнеса может проявляться в разных видах деятельности. Управляющий Томским отделением Сибирского банка Сбербанка России
Михаил Гребенников рассуждает о том,
зачем бизнесу благотворительность и участие в социальном развитии региона.

Фото: Коммерсантъ

— Чем сегодня определяется социальная роль бизнеса, как это сказывается на конкурентоспособности?

— На мой взгляд, организация является социально ответственной, когда участвует в решении социальных проблем региона, в котором она работает: создает новые рабочие места, предоставляет дополнительные социальные гарантии своим сотрудникам, принимает участие в общегородских социальных проектах. Кроме того, если бизнес имеет своей целью устойчивое развитие, улучшение репутации и взаимовыгодное партнерство с властью и обществом, то ему просто необходимо вкладываться в развитие этого общества. Ведь в благополучном с социальной точки зрения обществе и условия для работы компаний становятся более благоприятными. Мы придерживаемся той точки зрения, что, если бизнес располагает значительными человеческими и финансовыми ресурсами, у него есть возможность направлять их часть на социальные нужды.

— В течение нескольких лет в некоторых операционных офисах Сбербанка по вашей инициативе установлены специальные кубы для сбора средств на благотворительность. Ежегодно перечисляете средства Тунгусовскому детскому дому-интернату для детей-инвалидов. Участвуете в акции «Нам не все равно», направленной на помощь детям с онкологическими заболеваниями. Почему вы решили это сделать?

— С точки зрения реальной помощи у нас в обществе не очень развито чувство сострадания. Многие думают: да, надо бы помочь. А потом в суматохе личных дел как-то забывают об этом. Мы решили установить в наших отделениях Сбербанка по Томской области специальные кубы для сбора средств на благотворительность: на сложные и жизненно важные операции, на необходимое оборудование для воспитанников Тунгусовского детского дома-интерната, детей из фонда «Обыкновенное чудо», Фонда им. Алены Петровой. В настоящее время такие кубы установлены в 45 из 106 наших подразделений. Благодаря томичам своевременную помощь получают многие дети. Только за 2013 год жизненно необходимая финансовая поддержка была оказана семи ребятам с серьезными проблемами со здоровьем, общая сумма собранных за год с помощью благотворительных кубов средств превысила 1 млн руб.

Для детей, больных раком, время, особенно упущенное, имеет огромное значение. Болезнь не ждет, когда наконец появятся деньги на необходимое лечение. Нельзя терять бесценные минуты детской жизни на поиск средств для спасения. Так возникла идея сформировать резервный фонд и помочь больным детям. Осенью 2013 года мы организовали акцию «Нам не все равно». Исходя из того, что у нас около 7 тыс. клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникла мысль: если бы каждый перечислил 1 тыс. руб. в Фонд Алены Петровой, то это было бы

7 млн руб. В год помощь требуется 20-25 детям, то есть ежегодно можно собирать практически всю необходимую сумму. Мы составили письмо, адресованное предпринимателям Томска, в котором предложили один раз в год перечислять 1 тыс. руб. на счет фонда. Не могу сказать, что мы всех убедили, пока в акции приняли участие лишь треть предпринимателей, но работу мы продолжаем.

— Томское отделение обслуживает жителей удаленных районов области через передвижные кассовые офисы. Вы считаете это проявлением социальной ответственности?

— В силу специфики среди наших клиентов — огромная часть людей, нуждающихся в нашей поддержке. Это и люди преклонного возраста, получающие пенсии на счета в Сбербанке, и граждане, получающие различные пособия. Поэтому всю нашу работу можно определить как социально ответственную, и наша задача — обеспечить максимальную доступность наших услуг.

В Томской области много небольших населенных пунктов, где попросту отсутствуют отделения банков. Для того чтобы заплатить за газ, свет и воду, открыть вклад, жителям приходилось ездить за сотню километров. Поэтому мы организовали передвижные пункты кассовых операций (ППКО), которые приезжают в такие села регулярно по графику и дают возможность осуществить все необходимые операции. Проект очень востребован, и сегодня уже четыре ППКО обслуживают 31 населенный пункт в Томской области.

— Социальная ответственность — это все же работа на репутацию компании или потребность бизнеса быть частью социальной среды, в которой он работает?

— Повторюсь, если бизнес заинтересован в партнерстве с обществом, то ему просто необходимо вкладываться в развитие этого общества, тем более если он имеет такую возможность.

Среди наших друзей есть, например, Тунгусовский детский дом-интернат, расположенный в Молчановском районе. Воспитанники здесь «трудные» — дети с ДЦП, расстройствами поведения и задержками в развитии. Многим из них часто требуется госпитализация и дорогостоящие операции, а бюджетного финансирования не хватает. Чтобы сделать проживание ребятишек более комфортным, мы ежегодно выделяем детскому дому около 1 млн руб. на различные нужды: реконструкцию системы отопления, оборудование видеонаблюдения, ремонт фасадов, помещений и т. д.

Как показывает опыт, неравнодушных людей много. Наши сотрудники ежеквартально собирают добровольные благотворительные взносы в помощь Тунгусовскому детскому дому. И каждый раз набирается не менее 150 тыс. руб., которые идут на приобретение одежды и обуви для воспитанников, игрушек, развивающих материалов, канцелярских и постельных принадлежностей, бытовой химии. А большая часть из этих средств направляется на оплату услуг сиделок, необходимых при госпитализации детей.

— По вашим наблюдениям, есть различия в том, как власть понимает социальную ответственность бизнеса и как бизнес видит в этом свое участие?

— Понимание социальной ответственности есть, и оно общее. Власть заинтересована в социальном развитии и стабильности региона, росте доходов и повышении качества жизни населения, и это совпадает с интересами бизнеса.

Главное для нас — человеческий капитал. Как сделать так, чтобы численность населения в области увеличивалась, молодежь после окончания вуза оставалась работать и жить в регионе? Эти вопросы решает и власть. Рост населения дает серьезный импульс развитию предприятий, которые готовы предоставлять новые рабочие места. Поэтому особенно важно, чтобы имел место конструктивный диалог для консолидации усилий власти и бизнеса; это позволит обеспечить долгосрочный результат. Например, сейчас у нас реализуются такие программы, как «Доступное жилье» и «Газификация Томской области», которые очень важны для региона. И это серьезные совместные шаги власти и бизнеса.

Записала Анна Гадалина

Вся лента