Куда помчит европейская тройка
У нового руководства ЕС должности звучные, полномочия ограниченные, а обязанности хлопотные
Изменения в руководстве Европейского союза скорее количественные, чем качественные. Объем полномочий и операционная среда новых руководителей — главы Еврокомиссии (Жан-Клод Юнкер), президента Европейского совета (Дональд Туск) и комиссара ЕС по международным делам (Федерика Могерини) — не изменились. Другое дело — внешний фон, ситуация на востоке ЕС, на Украине. Недаром госпожа Могерини, еще не будучи утвержденной в должности (хотя, на мой взгляд, это лишь вопрос времени), высказалась на тему отсутствия стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом. Она констатировала очевидное: на нынешнем этапе говорить о таком партнерстве — лукавство. Его де-факто нет, хотя оно и зафиксировано черным по белому на бумаге и в многочисленных документах, к нему есть интерес (прежде всего со стороны бизнеса), проделан колоссальный объем работ, а всех участников процесса не покидает надежда, что за этим партнерством — будущее. Но на данный момент, на сентябрь 2014-го, его нет. Что, безусловно, ненормально, когда между Евросоюзом и его самым большим по площади и численности населения соседом — Россией — нет полноценных партнерских отношений. Понятно, что в числе причин, приведших к столь плачевному результату, есть и такая, как членство в НАТО изрядного числа стран ЕС. Сегодня уже официально признано: альянс и Россия — потенциальные противники. К сожалению, разделить ЕС и НАТО невозможно — это взаимосвязанные структуры. Так что Могерини сказала правду, хотя и без явного удовольствия. Но тот факт, что она произнесла это вслух, характеризует ее как сильного политика.
Я имел удовольствие беседовать с Федерикой Могерини в ходе ее недавнего визита в Москву. Она произвела впечатление человека умного, ясно мыслящего, настроенного на поиск решений, неидеологизированного и открытого. На мой взгляд, она не будет даже пытаться навязывать странам ЕС свое мнение, но постарается добиться решения украинского вопроса, дабы тот перестал оказывать разрушительное влияние на европейскую экономику, политику и жизнь в целом. Пока же кризис, несмотря на сообщения о начале переговоров между Владимиром Путиным и Петром Порошенко, не преодолен и даже стал еще более опасным, чем противостояние времен холодной войны между СССР и США.
Могерини, на мой взгляд, не будет чьим-то политическим агентом, действующим в каких-либо интересах помимо общеевропейских, она уж точно — не "троянская лошадка" Москвы. У меня нет инсайдерской информации касательно деталей выборов нового руководства ЕС, но мне известно, что кандидатура Могерини вызвала дискуссию. Одно то, что ей приклеили ярлык "пророссийский политик", что-то значит. Как говорит Владимир Путин, это признак конкурентной борьбы. Жить с таким ярлыком в нынешнем Евросоюзе опасно.
Впрочем, разногласия при отборе кандидатур возникали и по двум другим позициям. Больше всего их было, конечно, с назначением экс-премьера Люксембурга Жана-Клода Юнкера: Великобритания и Венгрия наотрез отказались поддержать его кандидатуру, и решение удалось провести с трудом.
Но я отмечаю как отрадный факт то, что в политике ЕС проявились новые акценты. Я о признании роли Польши и об усилении ее веса внутри Евросоюза. Хотя, если быть точным, все произошедшее — отражение процесса последних 10 лет. То, что столь высокая должность, как пост президента ЕС, досталась представителю бывшей Восточной Европы (ныне переименованной в Центральную), создает некий баланс внутри Евросоюза, корректируя существовавшее в последние десятилетия преобладание западноевропейцев в руководстве ЕС. Появление поляка, может, пока и выглядит как видимость равновесия, но на деле сродни тому эффекту, какой мы наблюдали в Германии, когда в тамошнее руководство пришли выходцы из бывшей ГДР. Сейчас в ЕС явно наступило время углубленной интеграции новопринятых стран.
Впрочем, тенденции тенденциями, а роли личности в истории никто не отменял. Дональд Туск — единственный польский премьер новейшего времени, сумевший пережить выборы. Это многое говорит о его способностях как политика. Он противостоял сильной оппозиции внутри страны — братьям Качиньским, составлявшим серьезную конкуренцию пролиберальной и проевропейской партии Туска и его тогдашних коллег в правительстве.
Туск — успешный боец, человек, который сумел в 2008-2009 годах найти общий язык с тогдашним премьером России Владимиром Путиным и вместе с ним дать старт польско-российскому историческому примирению, которое, увы, сейчас приостановлено и не завершено. Но дело, начатое совместной поездкой Владимира Путина и Дональда Туска в Катынь, важно для будущего. Кстати, до Катыни у них состоялась крайне интересная беседа на пирсе Гданьского порта в ходе церемонии, посвященной очередной годовщине начала Второй мировой войны.
Сегодняшний Туск являет такие черты европейского политика, как твердость в диалоге с оппонентами любой степени "тяжести", умение завоевывать сердца электората и гибкость в отношениях со сложными партнерами, например с Россией.
С другой стороны, не стоит излишне уповать на возможности общеевропейских политиков. Наиболее важной и влиятельной фигурой в современной Европе является канцлер Германии. Вне зависимости от того, как его или ее зовут. И этот вес будет только усиливаться с годами. Голос каждой страны в ЕС важен, но так уж сложилось, что по-разному. Италия, например, давно пытается стать четвертой в нынешней тройке лидеров союза — наряду с Германией, Францией и Великобританией. И, похоже, время пришло, что подтверждается назначением Могерини. В ЕС, кстати, уже имеется один представитель Италии в руководстве — глава Центрального банка господин Драги. Так что назначение Могерини только усиливает позиции страны.
Но в целом руководство Евросоюза, из кого бы оно ни состояло, выступает скорее в роли модераторов диалога, чем людей, принимающих решения. Вопросы войны и мира — в ведении национальных государств. В ЕС даже нет общих вооруженных сил. Нет и единой внешней политики (несмотря на наличие комиссара, коим и станет Могерини). Отсутствует и единая внешнеполитическая стратегия. Да и в отношении России бытуют разные мнения — от желания вести бизнес и продавать вооружения до страха перед тем, что российские войска не сегодня — завтра перейдут речку Нарву... Так что Туску, Юнкеру и Могерини в процессе выработки общеевропейских решений будет непросто.
Безопасность как профессия
Дмитрий Тренин, директор московского Центра Карнеги, работает в Центре со дня его основания. Является также председателем научного совета и руководителем программы "Внешняя политика и безопасность" московского Центра Карнеги. С 1986 по 1993 год преподавал в Военном институте, в том числе год — в Военном колледже НАТО в Риме. В 1993-1997 годах работал старшим научным сотрудником в Институте Европы РАН. Член ряда профессиональных ассоциаций и организаций, среди которых: Международный институт стратегических исследований (Лондон), Российская ассоциация международных исследований, экспертный совет Московской школы политических исследований.