Агитация притихла к выборам
Кандидаты в региональных кампаниях рекламировали себя до регистрации
Эксперты Комитета гражданских инициатив выпустили очередной доклад по итогам мониторинга региональных выборов, посвященный анализу агиткампании. Они отмечают, большинство кандидатов вели агитацию еще весной, а в официальный период количество агитматериалов, наоборот, снизилось. На губернаторских выборах кандидаты активно себя не рекламируют, претенденты на депутатские посты часто используют маскировочные технологии.
Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина проанализировал ход агитационной кампании на региональных выборах. Авторы доклада, посвященного этому мониторингу,— политолог Александр Кынев, эксперт по избирательному праву Аркадий Любарев и специалист по муниципальной реформе Андрей Максимов — отмечают, что из-за введения единого дня голосования в первое воскресенье сентября активная агитация велась весной до регистрации кандидатов. Причина этого в том, что время официальной агиткампании приходится на время отпусков. Это «демотивирует избирателей, создавая ощущение уже принятого без них решения, способствует снижению явки на предстоящих выборах и снижает, таким образом, уровень их реальной общественной легитимности». Эксперты указывают, что на губернаторских выборах из-за отсутствия сильных конкурентов действующим главам используются в основном методы косвенной агитации: рекламы «достижений региональных администраций», сообщения о встречах губернаторов с президентом или главой правительства. «Во многих регионах губернаторских выборов помимо массовой косвенной агитации фактически почти нет никакой иной агитации»,— констатируют эксперты.
Активнее идет агитация на выборах депутатов региональных законодательных собраний и дум муниципалитетов. Кандидаты часто применяют маскировочные технологии — уходят от бренда партии, их выдвинувшей. Эта технология широко распространена на выборах в Мосгордуму — при этом ее применяют не только представители правящей партии, но и, например, кандидаты от «Справедливой России» Илья Свиридов и «Родины» Андрей Шибаев. В регионах, где недавно сменились губернаторы, кампании кандидатов от власти часто строятся на критике бывшего руководства и обещаниях перемен.
Примеров креативной агитации немного: кандидат в губернаторы Воронежской области от КПРФ Константин Ашифин использует на своем сайте стилистику популярного сериала «Игра престолов»; в Улан-Удэ, где пройдут выборы в горсовет, кандидаты от власти создали портал «Доброгор» (добрый город).
Украинский кризис нашел отражение в немногих региональных кампаниях, его используют в агитации основном КПРФ, ЛДПР и «Родина». Коммунисты и представители ЛДПР собирают пожертвования для Донецкой и Луганской «народных республик». «Родина» в Хабаровском крае (проходят выборы в законодательное собрание) использует слоган «Больше санкций — крепче Родина».